«Но с чего-то нужно начинать: весь мир движется от наличных к безналичным расчетам. Ничего страшного в этом нет. Ведь украинцев не заставят платить за все только карточкой, речь идет о крупных покупках — квартирах, домах, машинах и тому подобном», — сказал эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.
Он считает, что новшество позволит начать детенизацию украинской экономики. Ведь Государственная налоговая инспекция, согласно законопроекту, получит право контролировать платежи.
Руководитель Института публичной политики Виктор Чумак отметил, что в этом вопросе чрезвычайно важно правильно определить границу наличных и безналичных расчетов: «В прессе почему-то говорится о 20 тысячах гривен (2,5 тыс. долларов) как о граничном уровне наличных расчетов. Даже этот порог, понятно, не ударит по интересам большинства покупателей или посетителей сельмага. Но, думаю, Нацбанк поднимет порог безналичных расчетов еще выше». Эксперт отметил, что главная задача — уменьшить в Украине объем наличной денежной массы, оборот которой фактически не подконтролен ни одному ведомству, а также упорядочить налогообложение и увеличить доходы госбюджета. Ведь все крупные покупки, проведенные через банковские расчеты, позволят задать вопрос о том, оплатил ли покупатель налог со своих доходов. И откуда у бедных чиновников и бюджетников взялись средства на машины премиум-класса, яхты и дворцы. «Этот законопроект при правильном подходе может стать и действенной мерой в борьбе с коррупцией», — полагает эксперт.
Адвокат Алексей Христофоров отметил, что государство задалось целью «поставить под контроль реальные доходы населения, сбережения которого (вне банковской системы), по самым скромным оценкам, достигают заоблачных 80 миллиардов долларов». Юрист отметил, что для вливания части этих денег через банковские счета в экономику страны требуется доверие населения к банкам.
«Из-за многолетнего кризиса доверия между властью и населением отечественной политической элите рассчитывать на подобное отношение, к сожалению, не приходится», — заключает эксперт.
А попытка административными мерами заставить людей нести деньги в банки может породить новые теневые и коррупционные схемы.
Украинцы действительно с подозрением отнеслись к новой инициативе. Как только стало известно о подготовке соответствующего законопроекта, в стране был зарегистрирован очередной пик спроса на иностранную валюту. В июне, по официальным данным, граждане продали банкам 1,122 млрд долларов, а купили 1,863 млрд долларов. То есть запасы денег под подушкой снова пополнились.
Правда, экономисты отмечают, что свою роль в этом сыграли и опасения относительно девальвации гривны после выборов. Сейчас Нацбанку удается удерживать курс национальной валюты на уровне около 8 грн к 1 доллар. Но золотовалютные резервы НБУ уменьшаются. Недавно агентство Standard & Poor's заявило: «Мы ожидаем дальнейшего сокращения валютных резервов Украины с 32 миллиардов долларов в 2011 году примерно до 28 миллиардов в 2012 году». МВФ обнародовал еще более пессимистичный прогноз — 24,4 млрд долларов остатка на конец года. И предложил правительству Украины «постепенное увеличение гибкости обменного курса, которое позволит смягчить внешние риски, сохранить резервы и конкурентоспособность».
Власть пока рассматривает разные варианты. Но категорически отрицает возможность кризисных сценариев вроде обвала гривны или дефолта, о которых заявляет оппозиция. Недавно вице-премьер по вопросам социальной политики Сергей Тигипко заявил: «Сегодня мы имеем рост, стабильные цены, рост объемов внутренней торговли. Не нужно преувеличивать проблемы и пугать людей кризисом».