Какие льготы?

Комплекс льгот, который предоставлялся бы IT компаниям при условии, что указанные законы были бы приняты в их «первозданном» виде, довольно впечатляющий. С 2013 по 2023 годы субъекты индустрии программной продукции применяли бы следующие условия налогообложения:

• освобождение от налога на добавленную стоимость реализации товаров, осуществления работ и предоставления услуг в сфере индустрии программной продукции (практически все основные виды деятельности IT-компаний);
• налог на доходы физических лиц — от 5 % вместо 15 %/17%;
• налог на прибыль — 5 % вместо 19 % в 2013 г. и 16 % с 2014 г.;
• с 2013 по 2017 годы законом № 8267 также предусмотрены льготы по уплате единого социального взноса, как для работодателей, так и для сотрудников IT-компаний. Размер социального взноса ограничен на уровне соответственно 36,76 % и 3,6 % от двух размеров минимальной заработной платы на каждого работника.

С момента подачи указанных законов в ВР, они не были однозначно восприняты всеми «слугами народа», в результате чего перетерпели ряд корректировок и видоизменений. Более того, оба закона были ветированы Президентом в июне этого года. Предложения Президента были приняты Верховной Радой, и 31 июля Президент Украины все-таки поставил подпись под Законом № 9744. Указанный закон вступает в силу 3 августа 2012 года, а предусмотренными ним льготами можно будет пользоваться, начиная с 2013 года.

Вопреки ожиданиям IT индустрии, подписанный закон существенно отличается от «оригинального» законопроекта. Основным отличием является то, что подписанный Президентом закон не содержит льготы по снижению налога на доходы физических лиц. Эффект такого изменения довольно очевиден. Во-первых, льгота по НДФЛ теоретически могла бы быть интересна мелким IT компаниям, имеющим в своем штате определенное количество сотрудников. Кроме того, 5% налоговая ставка могла бы стимулировать крупные компании, работающие, в основном с физическими лицами-СПД, оформлять их в штат как сотрудников (хотя захотели бы такие компании отказываться от годами наработанных схем и брать на себя дополнительное, пусть и небольшое налоговое бремя — вопрос спорный). Однако теперь этот дополнительный стимул примыкать к рядам «льготников» отсутствует.

Кроме того, еще одним новшеством подписанного закона является исключение необходимости получения заключения Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины для признания субъектом индустрии программной продукции, что значительно упрощает процедуру указанного признания и является, в общем, позитивным изменением.

Судьба второго законопроекта, № 8267 пока не ясна, так как его рассмотрение отложено до сентября. Однако уже сейчас известно, что Президент в предложениях к тексту законопроекта предлагает полностью исключить нормы, предусматривающие льготы по уплате единого социального взноса, мотивируя это тем, что такая льгота повлечет за собой значительное снижение поступлений в Пенсионный фонд, и, как следствие, ущемление конституционных прав граждан. Соответственно, рассчитывать на эту льготу в будущем вряд ли разумно.

то сможет воспользоваться льготами?

Безусловно, указанные законопроекты могут оказать позитивное влияние на развитие IT индустрии в стране, однако необходимо учитывать, что далеко не все субъекты хозяйствования в этой сфере смогут воспользоваться привилегиями. Во-первых, законы устанавливают непрямое ограничение, согласно которому субъектами индустрии программной продукции могут быть исключительно юридические лица, что автоматически исключает из списка «льготников» физических лиц-предпринимателей. Это необычное непрямое ограничение можно обнаружить при внимательном прочтении текста закона. Так, пункт 1.6., в котором описывается порядок подачи заявления для признания субъектом индустрии программной продукции, прямо предусматривает, что регистрационное заявление подается в налоговую руководителем или представителем юридического лица — налогоплательщика.

Конечно, СПДшники, не имеющие наемных работников и работающие на едином налоге и так не особо обременены налоговыми обязательствами, однако те из них, которые работают на общей системе, очевидно, не будут обрадованы таким положением дел.

Кроме того, льготы будут распространяться исключительно на юр. лиц, являющихся «субъектами индустрии программной продукции», которые должны пройти определенную процедуру признания таковыми.

Напомним, что согласно закону, субъектом индустрии программной продукции может быть предприятие, которое в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупности одновременно соответствовало следующим критериям:

• доходы субъекта от реализации товаров, осуществления работ и предоставления услуг в сфере индустрии программной продукции (перечень видов деятельности закреплен в законе) составляет не менее 70% от общего дохода;
• первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов предприятия превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного (налогового) года (сейчас — 1134 грн);
• у субъекта отсутствует налоговый долг;

• относительно субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Для получения свидетельства о статусе субъекта индустрии программной продукции предприятие подает в налоговую регистрационное заявление с документами, удостоверяющими его финансовую отчетность. Решение о предоставлении статуса субъекта индустрии программной продукции или отказе в предоставлении такого статуса принимается в течение 15 дней.

Налоговой предоставлено право проводить внеплановую документальную проверку для верификации ведомостей, предоставленных заявителем. Эта норма может запросто «отпугнуть» многие компании и они даже не станут пытаться попасть под льготный режим, продолжая использовать привычные «серые» схемы работы.

Кому льготы будут нужны?

Несомненно, 5% ставка налога на прибыль будет очень интересна крупным компаниям-плательщикам этого налога.

Теоретически, мелкие компании, если они являются юр. лицами, также смогут пользоваться льготами. Но для многих из них игра может просто не стоить свеч. Посудите сами. Большинство мелких компаний уже успели перейти на упрощенную систему налогообложения и платят 5% с дохода. Соответственно, захотят ли такие компании переходить на общую систему ради 5% налога на прибыль — вопрос спорный. Кроме того, освобождение IT услуг от НДС на 10 лет тоже их не особо привлекает, так как они не являются плательщиками этого налога. Единственное, что могло бы быть привлекательным для таких компаний, это 5% НДФЛ (и то, только в том случае, если они имеют определенное количество сотрудников с большими официальными зарплатами), однако эта льгота была исключена в соответствии с предложениями президента. Соответственно, проходить пока непонятную процедуру признания компании субъектом индустрии программной продукции и «подставлять» себя под внеплановые налоговые проверки ради сомнительных льгот такая компания вряд ли захочет.

В результате, имеем следующую ситуацию: ФОПы льготами пользоваться не смогут по определению, а мелким компаниям на едином налоге, скорее всего, они будут не нужны. Таким образом, законы реально будут интересны только IT-гигантам, которые, собственно, и лоббировали их принятие. Однако, в любом случае, время покажет.