Маленькие продажи электрокаров
В 2011 году было продано примерно 40 тыс. электромобилей — менее 0,05% от 77,7 млн машин, реализованных за год. Такие незначительные продажи объясняются несколькими факторами.
Во первых, машины на электричестве почти втрое дороже аналогичного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Две самые продаваемые модели электроавтомобилей — семейный Nissan Leaf и городская микролитражка iMiEV — стоят 54 тыс. долларов и 50 тыс. долларов соответственно. Аналогичное бензиновое авто С класса можно приобрести за 17,5 тыс. долларов, а городское авто А класса — за 17 тыс. долларов.
Во вторых, электромобили по-прежнему страдают теми же «детскими болезнями», что и столетие назад: аккумуляторы не стали намного легче, на холоде они быстро теряют заряд, а одной «заправки» электричеством едва хватает на путь длиной в 150 км.
Кроме того, при зарядке от обычной розетки такой автомобиль больше стоит, чем ездит: после полутора-двух часов пробега (расстояние в 130–150 км) электромобиль должен заряжаться около 7 часов от сети с напряжением 220 В и почти 14 часов при напряжении 110 В. Ситуацию могли бы исправить высоковольтные зарядные станции, позволяющие на 80% зарядить аккумулятор всего за полчаса. Но стоят они около 10 тыс. евро, их не везде можно подключить к электросети.
В тоже время, по прогнозу Lux Research, стоимость аккумуляторов к 2020 году упадет как минимум вдвое и продолжит снижаться, поскольку компании, которые сейчас только вкладывают в соответствующие технологии, начнут получать возврат на инвестиции. Скорее всего, к этому времени значительно вырастет и число высоковольтных электрозаправок — они продолжают дешеветь, причем в этот сектор активно инвестируют правительства многих стран.
Все это увеличит продажи электромобилей. Но лидирующей технологией они уже не станут, поскольку за последние четверть века у бензиновых автомобилей появилось немало альтернатив помимо электротранспорта.
Альтернатива номер один
Первая из них — гибриды, накапливающие заряд для электродвигателя исключительно при движении/торможении самого авто или с возможностью подзарядки от сети. За счет того, что на себестоимость гибридов не ложится тяжелым грузом цена дорогих литий-ионных батарей, авто с такими двигателями всего на 10–30% дороже, чем с традиционными. Пока в качестве таковых на рынке представлены в основном флагманские модели автоконцернов, такие как Audi Q5 Hуbrid или BMV Active Hibryd 5 стоимостью от $60 тыс.
Несмотря на несколько более высокую цену, гибриды пользуются стабильным спросом за счет экономии: расход топлива на уровне 3,5–4,5 литра на 100 км для семейного автомобиля с гибридным двигателем — не фантастика, а данность.
Правда, высоким спрос на такие автомобили есть только в богатых странах: США, Канаде, странах ЕС и Японии. По данным Международной энергетической администрации, на их долю приходится почти 100% всей реализации электромобилей и гибридов. Развивающиеся страны и страны третьего мира ездят на природном газе, биоэтаноле, биодизиле и традиционном бензине.
Причина такого перекоса — все та же стоимость технологий. Плюс меньшая, по сравнению с благополучными странами, забота об экологии.
По прогнозу Международной энергетической администрации, число гибридов и электромобилей будет неуклонно расти. Примерно к 2020 году из 100 млн проданных легковых авто на них будет приходиться 6,9 млн: 4,9 млн гибридов и 2 млн электромобилей. Конкурировать между собой они практически не будут.
Но практически все они будут проданы в Северной Америке, Японии и странах ЕС. Единственное исключение из этого правила — Китай: из-за статуса мировой сборочной площадки автопрома и сопутствующей дешевизны на долю КНР придется до 10% мировых продаж электротранспорта.