«Вообще, вопрос об установлении тарифов на ЖК услуги, по своей природе, являются вопросами местного значения, поэтому должны решаться местными органами власти по согласованию с территориальными общинами, — отмечает юрист, начальник отдела изучения и обобщения судебной практики ВХСУ Андрей Потемкин — Возможно, учитывая многочисленные случаи нарушений законодательства органами местного самоуправления при установлении тарифов, на чем мы уже отмечали ранее, законодатель временно сделал Национальной комиссии ответственным за установление тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод. время, местная государственная администрация определяет и устанавливает нормы потребления в сфере ЖК услуг, осуществляет контроль за их соблюдением ».
По мнению Андрея Потемкина, регулирование тарифов является стадией, которой предшествует стадия их установки. Поэтому, например, КГГА, устанавливая тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод, должна решить вопрос о необходимости государственной регистрации в управлении юстиции таких распоряжений. Ее отсутствие становится основным аргументом признания их незаконными, особенно, когда в таком документе говорится о повышении тарифов на ЖК услуги. «Поскольку эта процедура не была осуществлена, то, по мнению истцов, согласно Указу Президента» О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти «от 03.10.92 № 493 и Положение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабмина от 28.12.92 № 731, распоряжения КГГА не вступили в силу, а следовательно, и осуществление на их основе расчета стоимости предоставленных ЖК услуг является незаконным », — резюмирует юрист Потемкин.
Информирование граждан
Интересно, что с ростом количества таких исков, чиновники наконец-то решили стать более прозрачными для граждан Украины, поэтому и разработали документ, благодаря которому украинская вскоре смогут требовать от коммунальщиков объяснений, как — и из чего формируются тарифы. Указанный порядок разработан во исполнение Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно процедуры установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 22. 12. 2011 года.
В пояснительной записке к проекту указывается, что его принятие вызвано необходимостью на законодательном уровне закрепить порядок информирования потребителей о тарифообразования. И даже названа вполне благородная цель документа: обеспечение реализации принципов государственного регулирования стоимости ЖК услуг, таких, как открытость, доступность и прозрачность структуры цен / тарифов для потребителей и общества и соответствие их уровня размера экономически обоснованных расходов на производство.
В общих чертах, по будущим проектом, производители и поставщики ЖК услуг должны будут в течение 5 дней с момента подачи заявки на изменение тарифов уполномоченному органу (им, скорее всего, будет Нацкомиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг), донести соответствующую информацию до конечных потребителей. Она должна содержать данные об общем размере тарифа и его структуру, обоснование причин его изменения и т.д… Причем в порядке есть перечень обязанностей «обязательным сведений по каждой конкретной услуге, будь то горячее водоснабжение или вывоз бытовых отходов.
Правда, эксперты обращают внимание на довольно формальный характер будущего порядка информирования граждан о тарифной политике, от чего он теряет свою значимость. Однако, как мне, уже сам факт того, что такой документ наконец разработан, свидетельствует о налаживании диалога между потребителями ЖК услуг и их поставщиками, что вскоре сможет положительно повлиять на ситуацию, которая сложилась в этой сфере.
Информация к размышлению:
Недавно более 200 предприятий об „объединились с целью не допустить уничтожения украинской промышленности удушающими тарифами на электроэнергию. Общественная организация“ Фронт защиты национального производителя „приняла сотни обращений работников украинских предприятий, которые вынуждены лишиться своих рабочих мест из-за ухудшения экономической ситуации. Это происходит вследствие несбалансированной тарифной политики Нацкомиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Такие действия привели к дисбалансу цен на украинском и европейском рынках электроэнергии.
Цены для промышленных предприятий внутри Украины на электроэнергию собственного производства формируются выше, чем в Европе, куда Украина ее поставляет (65 — 68 евро за мегаватт в Украине против 56 евро в Европе). Это позволяет нашим европейским промышленным конкурентам преобладать над отечественными производителями: стимулируется рост импорта и вытесняется местная продукция с украинского рынка. Основная причина такой тарифной политики — лоббистские усилия частных энергетических корпораций и фактическая монополизация этой отрасли.
В Украине в 2012 году право экспортировать электроэнергию получила лишь компания ДТЭК. Уже два года ГП “НЭК Укрэнерго» не допускает другие компании также для участия в аукционах. Отсутствие конкуренции уже привело к потере госбюджетом около 450 млн грн (от годового аукциона на пересечение на 2010 год было получено 141 млн грн, от аукциона на 2011 год — 156 тыс. грн, а на 2012 — всего 110 тыс. грн).
Другая конфликтная ситуация сложилась с дотационными сертификатами. В частности, речь идет о постановлении Кабмина от 28 марта 2012 об отмене дотационных сертификатов при расчете цен на экспорт электроэнергии. Таким образом, оптовая цена для экспортеров снижается на 30%. Компенсировать эту разницу приходится отечественным предприятиям и населению. Все это приводит к увеличению себестоимости производства на предприятиях, уменьшение их рентабельности, остановки некоторых предприятий, увольнения тысяч работников и, как следствие, потере рабочих мест и лишения тысячи семей средств к существованию.
Учитывая это Всеукраинская общественная организация «Фронт защиты национального производителя» требует демонополизации экспорта электроэнергии и омытие энергомонополии внутри Украины. Также ее члены просят повысить конкурентоспособность украинских предприятий, сохранить национального производителя и вернуть украинское рабочие места.