Рафаэль Кузьмин: прибыльность компаний и доходы населения должны быть сопоставимы
В участившихся в этом году проверках бизнеса активно участвовал Антимонопольный комитет (АМКУ). С начала года ведомство выдвинуло ряд громких обвинений в адрес крупных компаний, назначив им максимально возможные штрафы. В интервью корреспонденту Игорю Бурдыге первый заместитель председателя АМКУ Рафаэль Кузьмин попытался объяснить, на чем основывались решения комитета, пишет Коммерсант-Украина.
— В последние полгода АМКУ стал чаще вмешиваться в работу бизнеса, и в компаниях открыто называют комитет карательным органом. А как же политика дерегуляции, провозглашенная президентом?
— Инвесторы должны одобрять нашу работу, ведь сильный антимонопольный орган — это важный инструмент инвестиционной привлекательности. А о рыночном саморегулировании можно говорить только на конкурентных рынках. Мы вмешиваемся в те рынки, которые носят признаки монопольных или олигопольных. Особенно, когда речь идет о таких социально важных сферах, как мобильная связь, бензин и коммунальные тарифы.
— По-вашему, в Украине нет конкуренции?
— Сейчас рынками с полной конкуренцией можно считать разве что производство продуктов питания и уличную торговлю. Все остальное — под нашим контролем, и, несмотря на кажущуюся конкуренцию, в Украине часто происходят нарушения законодательства в этой сфере. Например, в гостиничном бизнесе работает много компаний. Но если отель, в радиусе 5 км от которого нет конкурентов, злоупотребляет этим, мы можем признать его монополистом. Или, к примеру, рынок топлива — в Украине есть административные районы, где работает по одной АЗС, и мы штрафовали их в случае умышленного создания дефицита на рынке в пределах данной территории.
— В этом году вы демонстративно рекомендовали АЗС снизить цены, хотя они делали это добровольно. Зачем?
— Мы не могли остаться в стороне от этого процесса, потому что три-четыре оператора контролируют большую часть рынка. Компании согласились, что завышали цены необоснованно.
— В завышении цен вы подозревали и гостиницы в городах, принимающих Евро-2012. Вы доказали их вину?
— Мы исходили из того, что цены в городах, принимающих Евро-2012, должны быть не выше, чем в курортных. Но в результате проверок выяснилось, что в Киеве, Львове, Донецке и Харькове они ниже, чем, к примеру, в Одессе и той же Польше.
— Но глава комитета Евро-2012 в Польше Адам Олькович заявлял, что в их стране гостиницы дешевле. Это подтверждают и сайты бронирования отелей...
— Странно. Мы запрашивали информацию у самих отелей и у комитета по подготовке чемпионата. Данные показали, что у нас цены в гостиницах ниже, чем в Польше.
— В этом году АМКУ назначает максимальные штрафы. Вы озабочены поступлениями в бюджет?
— Нет, мы же не налоговая. Но комитет настроен жестко штрафовать за нарушение конкуренции на рынке, если компании не признают свою вину и не следуют нашим рекомендациям. Например, в деле по деревообрабатывающим предприятиям три компании признали свою вину и получили минимальный штраф. Остальные — по максимуму, 10% от выручки.
— А зачем было штрафовать «Укрспирт» на 200 млн грн, если понятно, что госпредприятие такую сумму выплачивать не будет?
— Они злоупотребляли монопольным положением — повысили отчисления на содержание своего аппарата, ввели схему с комиссионными. В результате выросла цена на спирт. Я думаю, они заслуживают этот штраф и 10% от выручки вполне смогут заплатить. К тому же деньги поступят в бюджет, а «Укрспирт» останется монополистом.
— Какова результативность таких высоких штрафов? Их же обычно оспаривают...
— Конечно, в 2011 году комитет выписал штрафов на 43,5 млн грн, а из них было оплачено только 22 млн грн. Но с начала 2012 года мы назначили штрафов на сумму около 647 млн грн.
— Вы считаете эффективным вынесение рекомендаций? В 2010 году АМКУ требовал от платежных систем Visa и Master Card снизить тарифы для банков. Но банки утверждают, что тарифы в результате повысились.
— Странно, у нас есть официальная информация, что тарифы снизились. Пусть банки к нам обращаются, нам было бы полезно оштрафовать Visa и Master Card на несколько миллиардов гривен за несоблюдение наших требований.
— С 1 июля вы решили штрафовать на максимальную сумму компании, которые допускают концентрации без санкции комитета. Такое что, часто происходит?
— Нет, и мы нечасто отказываем в разрешениях на концентрацию. Как правило, только если неправильно оформлены документы. Мы считаем правильным налагать ограничения на компании при сделке, чтобы не допустить злоупотребления ими монопольным положением в будущем.
— Тем не менее вы разрешили создать альянс «АэроСвиту», «Днеправиа» и «Донбассаэро». А на прошлой неделе вице-премьер Борис Колесников заявил, что 65% рынка авиаперевозок сосредоточено в руках компании, плохо обслуживающей пассажиров. Это может быть основанием для пересмотра решения о концентрации?
— Мы внимательно наблюдаем за историей с «АэроСвитом». Но для того, чтобы с этим разобраться, требуется обращение в комитет. В прошлом году мы заставили их снизить цены на внутренние перевозки и предоставлять слоты в аэропортах конкурентам.
— В этом году вы уделяете особое внимание рынку связи. На каком основании вы рекомендовали «Киевстару» и МТС снизить тарифы? Это ведь вмешательство в работу компаний, а вы их пока даже не признавали монополистами...
— И не надо. Вот когда мы будем привлекать их к ответственности за необоснованное повышение тарифов, тогда их положение на рынке будет видно. Но уже сейчас могу сказать, что это явно монопольное положение: «Киевстар» и МТС совместно занимают 80% рынка.
— По словам операторов, именно благодаря конкуренции цены на связь в Украине ниже, чем в СНГ и ЕС...
— Если бы была справедливая конкуренция, цены продолжали бы снижаться, и нам не поступало бы столько жалоб. Себестоимость мобильной связи в Украине, России и Германии приблизительно одинакова. Тогда почему наши абоненты платят так много? Мы рекомендовали операторам снизить тарифы до экономически обоснованного уровня. Если они не захотят этого сделать и решат обосновать уровень цен, мы посмотрим на их данные и сравним с нашими. Если придем к выводу, что они нас обманывают — сразу начнем расследование.
— Что вы называете экономически обоснованным уровнем цен?
— Есть структура затрат компании. Если мы видим, что в ней завышена какая-то статья, например административные расходы, или включены статьи, которые не относятся к себестоимости услуг, мы считаем такое ценообразование необоснованным. Операторы говорят, что повышение цен вызвано ростом их расходов: тарифов на электроэнергию и затрат на содержание сети. Но у нас другая информация.
— Операторы утверждают, что их рентабельность снижается. Это может быть основанием для повышения тарифов?
— Я считаю, что на социально важных рынках, а мобильная связь к ним относится, прибыльность компаний и доходы населения должны быть сопоставимы. Мы не можем допустить, чтобы уровень операционной рентабельности крупных операторов был больше 50%. С другой стороны, мы понимаем, что «Киевстар» и МТС — крупные налогоплательщики, и снижение поступлений в бюджет не входит в наши планы.
— Почему рекомендации снизить тарифы не получил «Астелит»?
— Мы выдали их двум крупнейшим игрокам. Если они снизят тарифы, остальные тоже снизят. Иначе «Киевстар» и МТС захватят их долю рынка. По той же причине мы не включили «Астелит» в расследование по роумингу.
— Еще одна сфера вашего пристального внимания — фармацевтический рынок. Сейчас вы ведете очередное расследование. Каковы его результаты?
— Практически каждое территориальное отделение АМКУ выявляет нарушения: часто биоактивные добавки рекламируются как лекарства, или компании не указывают побочные эффекты препаратов. Мы заинтересовались и самой структурой рынка — он явно олигопольный, там присутствуют сговоры, есть подозрения в необоснованном завышении цены. Больше пока не могу сказать, результаты будут в сентябре.
— В апреле глава АМКУ Василий Цушко заявил, что комитет обяжет девелоперов достроить незавершенные дома. На каком основании?
— На строительном рынке есть признаки недобросовестной конкуренции. С одной стороны, высокую долю в затратах застройщиков занимает получение разрешительных документов — а это рынок, монополизированный госорганами, которые часто создают административные барьеры. С другой стороны, инвесторы часто вступают в сговор с банком и замораживают строительство, ссылаясь на мировой кризис. Сейчас мы изучаем ситуацию по всей стране и тоже планируем закончить расследование к сентябрю.
— Вы многие расследования собираетесь завершить в сентябре, перед парламентскими выборами. Планируете баллотироваться?
— Нет, я не политик, и Василий Цушко, насколько я знаю, тоже не собирается баллотироваться.
Интервью взял Игорь Бурдыга