Однако с конца апреля на мировых торговых площадках рост цен на нефть сменился снижением. На фоне ухудшающегося состояния европейской экономики и замедления темпов роста в Китае цены стремительно падали и достигли в настоящее время уровней $88-90/баррель. Среди факторов, которые подтолкнули нефтяные котировки вниз — снижение напряженности вокруг Ирана и неопределенные перспективы введения Евросоюзом полного эмбарго на поставки иранской нефти.

Кто выиграет

Вслед за мировыми трендами с середины мая на украинских АЗС начал дешеветь бензин. Однако падение ценников от пиковых показателей мая составило всего около 4%. Дальнейшему удешевлению топлива в интересах украинских водителей, как ни странно, помешали изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают введение плавающего акциза на нефтепродукты. Причем формула расчета акциза была выписана таким образом, что в случае снижения котировок сорта Brent за декаду при уровне цены ниже $105/баррель — ставка акциза растет. Таким образом, с начала действия нового закона ставка акциза пересматривалась дважды и выросла с EUR198/т до EUR251,7/т. После увеличения налоговой нагрузки бюджет получил дополнительные поступления, однако, снижение ценников на стелах АЗС практически остановилось. Это подтвердило предположения экспертов, о том, что истинной целью изменений в законодательство было не снижение цен на нефтепродукты вслед за мировыми тенденциями, а сдерживание их в пределах 10,5-11,0 грн./л для бензина А-95 и 9,5-10,0 грн./л для дизтоплива. Дополнительные поступления от акцизов, по мнению чиновников, должны пойти на содержание дорожной инфраструктуры страны.

В свою очередь, у отечественных потребителей другого импортного энергоносителя — природного газа — появились основания для сдержанного оптимизма.

Несмотря на незавершенность переговорного процесса по изменению цены и условий поставок российского газа, Газпром неоднократно заявлял о принципиальном отказе от использования формульного подхода расчета цены. Формульный подход соответствует европейской договорной практике, следовательно, наиболее вероятным исходом переговоров станет внесение изменений в действующую формулу расчета цены на российский газ. Таким образом, зависимость цены на российский газ от нефтяных котировок, через цены на газойль и мазут, в той или иной мере сохранится.

Цена газа для Украины в первом квартале 2012 года рассчитывается на основании среднеарифметического показателя цен на газойль и мазут в апреле-декабре 2011 года. Таким образом, цена газа — $416/тыс. куб. м (с учетом «харьковской скидки») — соответствует уровню цен на нефть сорта Brent в $112/баррель. Снижение котировок на Brent на 30% — до $80-90/баррель приведет к соответствующему удешевлению российского газа до уровней $290-310/тыс. куб. м. Такое снижение цен на газ может произойти с 1 января 2013 года при сохранении нефтяных котировок на обозначенных уровнях с апреля по декабрь 2012 года.

Что дальше

Реализации данного сценария может помешать как резко обострившаяся ситуация вокруг Ирана (хотя страна сегодня обеспечивает всего около 2% мировых потребностей в нефти), так и игры спекулянтов на мировых биржах. Эксперты нефтяных рынков уже давно признали, что цена на «черное золото» на мировых биржах уже давно не определяется на основе баланса спроса/предложения, а зависит преимущественно от политических и спекулятивных факторов.

В случае же дальнейшего ослабления мировой экономики имеет все шансы воплотиться в жизнь прогноз премьера Николая Азарова, сделанный в ходе обсуждения программы импортозамещения 8 июня текущего года. Тогда глава правительства спрогнозировал, что «аномальная цена на российский газ рано или поздно будет снижена. Это все прекрасно понимают.»

С учетом того, что по итогам 2011 года доля углеводородов в структуре украинского импорта составила почти 35% (более $20,8 млрд) снижение мировых цена на нефть должно позитивно сказаться на состоянии торгового баланса Украины, отрицательное сальдо которого в прошедшем году достигло $14 млрд.

Дмитрий Марунич