Замедление темпов экономического роста — до 1,8% по итогам первого квартала (что почти более чем в два раза ниже прогнозов правительства) — ставит под сомнение выполнение планов по удержанию бюджетного дефицита на уровне 1,8% ВВП. С одной стороны, весной были приняты довольно амбициозные правки расходной части бюджета, увеличившие его на 33 млрд грн (2,3% ожидаемого по итогам 2012 г. ВВП). С другой стороны, экономический рост в текущем году сильно отстает от изначальных ожиданий, и заложенный в бюджет-2012 прогноз роста реального ВВП Украины на 3,9% выглядит оптимистическим.
«Мы ожидаем рост украинской экономики в 2012 г. на уровне 2%. В связи с этим правительству будет очень сложно «вписаться» в заявленный показатель бюджетного дефицита в 1,8% ВВП. Возможно, данный показатель достигнет уровня в 2,5% ВВП. В то же время сдерживающим фактором для роста бюджетного дефицита являются сложности с его финансированием: из-за текущей конъюнктуры мировых рынков Министерство финансов не может рассчитывать на активный спрос инвесторов на украинские долговые обязательства. Поэтому не исключено, что в конце года правительство будет вынуждено сократить запланированные расходы»,— говорит старший советник Альфа-банка, член совета НБУ Роман Шпек.
При этом господин Шпек отмечает, что на оценки экспертов МВФ и экспертов кредитных агентств влияет в нашем случае не только показатель дефицита государственного бюджета, но и весь дефицит государственных финансов, который включает в себя, кроме дефицита госбюджета, и средства, направленные на финансирование дефицита Пенсионного фонда, НАК «Нефтегаз» и др. А за 2011 г. такой дефицит составил 4,3%.
По мнению начальника отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрия Сологуба, общий размер дефицита в этом году составит около 4% ВВП.
«Во-первых, финансовый дефицит «Нефтегаза» достигнет 2% ВВП, так как цена импортного газа выросла более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом, в то время как тарифы на газ для населения остаются на неизменном уровне. Во-вторых, план бюджетных доходов (согласно измененному бюджету) вряд ли будет выполнен на 100% — динамика бюджетных показателей за последние несколько месяцев показывает, что темпы роста доходов замедляются, и ситуация вряд ли улучшится до конца года»,— объясняет эксперт.
Таким образом, сокращение дефицита бюджета также может быть осуществлено за счет секвестра его расходов — как это было в декабре 2011 г.
Сезонно правительство накапливает свободные средства до конца августа, а с сентября начинается период, когда поступления преимущественно меньше бюджетных расходов. В общем, по данным Министерства финансов, за пять месяцев в сводный бюджет поступило почти 171 млрд грн (годовой прогноз доходов — 367 млрд грн), что обеспечило выполнение плановых показателей. Согласно официальной статистике, наиболее высокая динамика бюджетных поступлений регистрируется сейчас за счет роста таможенных платежей. Так, за пять месяцев текущего года Гостаможслужба перечислила в госбюджет почти 50 млрд грн. Это почти на четверть больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
При этом рост внешнеторгового товарооборота за тот же период составил только 7%. «Рост поступлений в бюджет от таможни — следствие ужесточения контроля над границей со стороны властей, в результате которого сократились объемы серого или ввезенного по заниженной стоимости импорта,— отмечает Роман Шпек.— Однако желательно, чтобы фискальные службы получали налоги от работающей и растущей экономики, в результате успешной борьбы с детенизацией экономики, ликвидации «серых» схем, а не от роста налогового «пресса».
Впрочем, эксперты считают, что избежать увеличения налогового давления не удастся.
«Наибольший разрыв в доходах и расходах бюджета приходится на декабрь. Вероятно, что именно в декабре правительство прибегнет к значительной экономии затрат. Вполне возможно, что в этом году мы увидим дальнейшее повышение налогов, в частности, акцизов»,— прогнозирует аналитик «Эрсте Банка» Марьян Заблоцкий.
По расчетам господина Шпека, рост таможенных поступлений в бюджет будет связан с увеличением импорта. В январе-апреле 2012 г. импорт товаров в Украину увеличился на 6,2% в стоимостном выражении. Если очистить эту статистику от природного газа (где существенно сократились объемы поставок, а также существуют особые взаимоотношения между бюджетом и компанией «Нефтегаз Украины»), то рост импорта составляет 14,9%. Поскольку поступление НДС от импорта — ключевая статья бюджетных доходов, такой рост ввоза товаров предполагает заметное увеличение соответствующих поступлений.
«При этом мы не видим роста цен из-за более жесткой политики таможенной службы. В Украине на данный момент существует дефляция потребительских цен из-за рекордного урожая прошлого года и за счет удержания фиксированного курса гривни. В связи с опасениями по поводу замедления мировой экономики доллар США укрепляется к большинству мировых валют, что удешевляет импорт в Украину»,— считает Марьян Заблоцкий.
Еще одним способом наполнения казны опрошенные эксперты видят в действиях НБУ, направленных на повышение привлекательности гособлигаций внутреннего займа, размещение которых на сегодняшний день является одним из ключевых источников покрытия дефицита бюджета. Например, НБУ уже разрешил учитывать в покрытии обязательных резервов 10% от номинальной стоимости ОВГЗ, номинированных в инвалюте. Что сразу же привело к росту спроса на такие бумаги — по итогам последнего аукциона Министерства финансов бюджет удалось привлечь 6,652 млрд грн, львиная доля (свыше 77%) пришлась на валютные заимствования.
Впрочем, значительный разрыв в доходности на первичном и вторичном рынках госбумаг, скорее всего, свидетельствует о том, что спрос на минфиновские бумаги на первичке выглядит не совсем рыночным. А успех правительства был бы невозможен без поддержки Нацбанка. «Удивление вызывают значительные объемы размещения пяти- и семилетних бумаг в последние несколько месяцев. По нашей информации, у абсолютного большинства банков лимиты на такие бумаги отсутствуют, то есть в этой связи также можно говорить о нерыночной природе спроса,— констатирует Дмитрий Сологуб.— С начала года портфель ОВГЗ НБУ вырос на 4 млрд грн и, вполне возможно, будет расти и дальше, так как мы не ожидаем улучшения конъюнктуры на внутреннем и внешнем долговых рынках».
Читайте также: