В распоряжении источника оказался разработанный НКЦБФР законопроект, предполагающий новые изменения в деятельности акционерных обществ. В частности, документом повышается ответственность должностных лиц АО. Им вверяется полная материальная ответственность за противоправные действия или бездействие, в результате которых компания получила убытки. «Законопроект предполагает защиту предприятия от злоумышленников и, в случае недобросовестной работы такого лица, предусматривает возможность его увольнения», — отмечает и.о. директора департамента анализа, стратегии и развития НКЦБФР Алена Логвиненко. При этом трудовые договоры с должностными лицами можно будет разрывать без мотивирования причин (но с выплатой 6-месячной зарплаты). Акционеры в любой момент смогут заменить и своих представителей в набсовете.

Устанавливается ряд ограничений для самих АО. Согласно документу, акций в биржевой список одной из бирж, но и постоянное пребывание в нем. Помимо этого, обществам с количеством акционеров более 100 придется вводить должность корпоративного секретаря (назначаемого набсоветом), ответственного за связь с акционерами и инвесторами.

Новшества затрагивают и процедуру голосования. В частности, уточняется перечень субъектов, которые могут заверять доверенности на участие в общих собраниях акционеров. Они могут быть засвидетельствованы не только нотариусом, но и эмиссии.

«Первая норма просто лишает права собственности одних собственников в пользу других, что не обусловлено общественной необходимостью и противоречит Конституции. Вторая норма также направлена только на защиту интересов мажоритарных акционеров. В случае проведения дополнительной эмиссии мажоритарий, который контролирует более 75% акций, сможет принять решение о невозможности использования права преимущественной покупки акций иными акционерами, что приведет к уменьшению их доли», — отмечает эксперт.

Некоторые положения, по мнению экспертов, являются недоработанными. «Доверенность на право участия и голосования на общих собраниях теперь может быть засвидетельствована и депозитарием, и хранителем ценных бумаг. Но процедура засвидетельствования не выписана, что может привести к случаям, когда представители по доверенности не будут допускаться на общее собрание», — говорит Ольга Спектор. По словам Марьяна Мартынюка уточнения требует и норма о материальной ответственности должностных лиц АО. «НКЦБФР не попыталась на более детально регламентировать деятельность исполнительного органа общества, например, конкретизировать круг обязанностей директора, но при этом прямо возложила на должностное лицо компании ответственность за недополученные обществом доходы», — отмечает он.

Также, как отмечают юристы, удивительно, что в столь комплексном законопроекте НКЦБФР не уделяет внимания разрешению ситуации, при которой отчуждение акций общества происходит в период между составлением перечня акционеров, которые имеют право брать участие в собрании, и непосредственно проведением собрания. «Наиболее остро данный вопрос возникает в случае, когда продается значительный пакет акций. Фактически ни новый собственник акций, ни предыдущий собственник не имеют права принимать участие в собрании акционеров», — объясняет господин Мартынюк.