«Обращаясь в банк за предоставлением кредита на приобретение имущества, клиент может столкнуться с ситуацией, когда банк упорно предлагает заключить договор страхования с «дружественной» страховой компанией (СК), которая аккредитована в этом фин.учреждении. Подобная практика обоснована тем, что банки предъявляют СК для последующего сотрудничества собственные требования. И в случае, если страховая компания не отвечает установленным требованиям, банк может отказаться от дальнейшего с ней сотрудничества.
Прежде всего, необходимо отметить, что ни один из публичных нормативно-правовых актов не содержит понятия «аккредитация» и, соответственно, не регламентирует процесс ее осуществления. Пользуясь этим, банки устанавливают свои «правила игры». Необходимо всегда помнить, что, если страхователем рисков выступает заемщик, то он имеет право самостоятельно выбирать страховщика, а банк может только рекомендовать определенный перечень компаний, независимо от мотивов таких рекомендаций. Право на навязывание «своей» СК действующим законодательством Украины не предусмотрено. Нужно так же понимать, что, навязывая СК, банк не отвечает за финансовое состояние страховщика и не гарантирует получение страховой выплаты.
Однако в условиях нашей реальности навязывание банками страховщика имеют систематический характер и приводят зачастую к проблемам с клиентами, когда последние отказываются от «предложенной» СК. Для того чтобы избежать в дальнейших отношениях с банком подобных проблем, советуем действовать следующим образом.
В первую очередь, установить наличие у банка списка разрешенных компаний (через сайт банк, позвонив на горячую линию, посетив ближайшее отделение и так далее). Если клиент не находит в утвержденном списке свою СК, ему целесообразно было бы обратиться официально в банковское учреждение с вопросом возможности сотрудничества банка с предложенной СК.
Более того, считаем, что исходя из статей 55, 56 закона Украины «О банках и банковской деятельности» (относительно работы банков с клиентами) банк обязан предоставить клиенту на этапе заключения с ним договора о предоставления кредита, информацию о наличии списка допустимых СК и его содержание.
Если же банк не предоставит подобную информацию (даже в случае, если клиент не истребовал ее у банка), и банк навязывает «правильную» СК, клиент имеет право обратиться с жалобой на действия банка в контролирующие органы: Антимонопольный комитет, Национальный Банк Украины, органы по защите прав потребителей, или же в суд.
Мы предлагаем заемщикам воспользоваться памяткой нормативно-правовых актов при выборе своей СК, а также актов, запрещающие банкам в этом случае повышать %-е ставки по кредитному договору в одностороннем порядке: закон Украины «О страховании» ч. 2 ст. 6.; закон «О банках и банковской деятельности» ст. 55, 56.; закон «О защите прав потребителей» ст. 11, ст. 18 и Гражданский Кодекс Украины, ст. 1056-1.
Рекомендации для заключения договора с СК, которую выбрал клиент:
— заключить договор страхования, соответствующий требованиям банка, с выбранной вами СК и предоставить такой договор в банк. Если банк отказывается принимать договор, направить его почтой заказным письмом.
— все переговоры с банком вести только в письменном виде, сохраняя все копии.
— в случае получения письма из банка с отказом без пояснений клиент может направить банку письмо со ссылками на вышеприведенные законодательные нормы с предупреждением о том, что в случае применения против него санкций, он будет обращаться с жалобами в органы государственной власти и в судебные инстанции.
— при необходимости клиент может обратиться в судебные органы и СМИ, указав на работу банка, выходящую за рамки «правового поля».
Рубрику ведет Елена Куцая