Как грекам запустить новую валюту
Уоррен Коутс, консультант МВФ, уже 20 лет рассказывает правительствам разных стран, которые хотят перейти на другую валюту или изобрести свою собственную, как это нужно делать. Именно он помогал вводить в оборот казахстанский тенге и киргизский сом в 1993 году. Теперь, когда все ждут повторных выборов в Греции, исход которых решит судьбу национальной валюты, специально для BBC он рассказал о том, как правильно делать новые деньги.
У этого процесса есть три фазы:
1. Дизайн и производство
Во-первых, нужно определиться, кто или что будет изображено на монетах и банкнотах. Часто это оказывается настоящей проблемой. В Боснии, например, споры тянулись много месяцев, поскольку национальные диаспоры не могли сойтись на компромиссных фигурах. Во-вторых, нужно грамотно рассчитать номиналы. На этот счет есть основное правило: самая крупная по достоинству монета должна быть не дороже 2% среднего душевого дохода за день, а самая мелкая банкнота — не дешевле 5%. Затем нужно провести тендер на печать денег. Для Греции печать первой минимальной партии денег, необходимой для работы экономики, обойдется в $50-60 млн. Это занимает много времени: компаний, выполняющих подобные заказы, немного, и они загружены. В 2012 году ввести драхму уже нереально, и если бы такие планы действительно существовали, то печатные станки уже работали бы, а значит, слух об этом непременно просочился бы в прессу.
2. Подготовка и осуществление обмена
Вообще это технически всегда было несложное дело: нужно распределить валюту по банкам, назначить расписание перехода, установить курс, который потом всегда можно скорректировать, если потребует экономическая конъюнктура, провести информационную кампанию — и осуществить обмен. В случае с Грецией все существенно сложнее, поскольку греки вряд ли захотят расставаться со старыми наличными евро. Ведь саму валюту никто не отменял, она по-прежнему останется в обращении в остальных странах. При этом совершенно очевидно, что новая драхма будет девальвирована. Готового рецепта тут нет.
3. Законодательная база
Закон нужно будет проводить через парламент, а при этом учитывать мнение избирателей, в том числе бизнеса. Помимо собственно принятия решения и установления курса нужно пересмотреть все налоговые и бюджетные законы, которые привязаны к евро. И тут возникает еще одна проблема: для бизнеса заключенные контракты в евро — совсем не то же, что в драхмах. Контракты придется перезаключать, а это процесс не всегда технический, ведь далеко не всем будут выгодны старые условия в новой реальности. Этот вопрос тоже придется как-то регулировать.
В конце Уоррен Коутс делает печальный для всех сторонников отказа от евро вывод: переход на драхму вообще вряд ли может состояться. Для этого нужны чрезвычайные обстоятельства. Для Греции переход на национальную валюту станет весьма болезненным процессом. Население не захочет сдавать наличные, бизнесу будет непросто перезаключить контракты, парламенту, в котором и так ни в чем согласья нет, надо будет пересмотреть кучу законов. Опять же сами деньги стоят недешево, а еще логистика, информация… Да и большинство греков пока не поддерживают драхму, считает Коутс: «Они не верят, что их правительство и центральный банк сумеют лучше самостоятельно справиться с новой валютой, чем со старой».