Цены на мобильную связь в Украине растут с весны. Так, в марте «Киевстар» на 30% повысил стоимость SMS- и MMS-сообщений и начал вводить ежедневную абонплату в ряде тарифных планов. Вчера компания сообщила о подорожании с 19 июня SMS- и MMS-сообщений для абонентов тарифных планов Beeline на 50%. МТС с 1 июня в популярных тарифных планах «Супер МТС», «MAX Energy» и «Народный» увеличил стоимость внутрисетевых и межсетевых звонков на 50% и 20% соответственно, а с 15 июня собирается на 20-80% повысить ежедневную плату за пользование рядом тарифных планов. «Астелит» в марте повысил сумму обязательного ежемесячного пополнения в ряде тарифных планов.МТС с 1 июня в популярных тарифных планах «Супер МТС», «MAX Energy» и «Народный» увеличил стоимость внутрисетевых и межсетевых звонков на 50% и 20% соответственно.

Примечательно, что предупреждение от АМКУ не получил «Астелит». Оператор, обслуживающий на конец апреля 7,15 млн абонентов, в марте тоже повышал на 20% стоимость SMS- и MMS-сообщений, а также сумму минимального ежемесячного пополнения счета в ряде тарифных планов.

«Мы решили, что если тарифы снизят два крупнейших оператора, то третий это сделает автоматически»,- пояснил позицию комитета Кузьмин.

По словам гендиректора «Астелита» Александра Баринова, мартовское повышение было вынужденным — компания выравнивала свои тарифы со среднерыночными. «Больше повышать цены мы не собираемся»,- добавил он.

Рост цен в «Киевстаре» и МТС считают обоснованным и объясняют в первую очередь инфляцией.

«У нас растут расходы на содержание сети: плата за электроэнергию, сборы за радиочастотный ресурс, зарплаты», — пояснил президент «Киевстара» Игорь Литовченко.

Однако, несмотря на рост затрат, финпоказатели операторов растут, обращает внимание аналитик ИК Concorde Capital Александр Паращий. Так, в I квартале 2012 г. выручка МТС выросла на 7,8%, до 2,2 млрд грн, а OIBDA — на 15,3%, до 1,05 млрд грн. В компании уверяли, что главные факторы ростаВ марте «Киевстар» на 30% повысил стоимость SMS- и MMS-сообщений и начал вводить ежедневную абонплату в ряде тарифных планов. — «качественная абонбаза с самым высоким на рынке уровнем потребления голосовых и дополнительных услуг вследствие реализации программы по удержанию и развитию абонентов, а также высокий уровень подключений новых абонентов». «Киевстар», впрочем, снизил показатель EBITDA на 2%, до 1,57 млрд грн, однако увеличил доход на 3%, до 3,08 млрд грн.

«Высокая операционная рентабельность на уровне 50% вряд ли станет достойным доводом в споре с АМКУ»,- говорит Паращий.

К тому же новыми тарифами «Киевстар» и МТС пытаются стимулировать абонентов как можно меньше звонить на номера других операторов и совершать больше внутрисетевых звонков, что может быть воспринято комитетом как антиконкурентные действия, считает аналитик.

Ранее к масштабным одновременным повышениям тарифов операторы прибегали только во время кризиса — в 2009 году. Тогда в компаниях объясняли, что из-за девальвации гривны их капитальные и операционные затраты сильно выросли.

Напомним, в Украине количество абонентов мобильной связи по состоянию на 1 апреля составило 55 млн 943,7 тыс., в том числе домашних — 53 млн 136,9 тыс. По данным Госстата, с января количество абонентов мобильной связи выросло на 8,5 тыс.

Игорь Бурдыга