«Я не совсем понимаю, зачем отказываться от голограмм на акцизных марках, ведь они оправдали себя и используются во всем мире. При этом те методики, которые предлагаются в качестве инновационных, еще не получили одобрения независимых экспертов и соответствующего обоснования. Я не специалист, но не вижу причин не доверять тем экспертам, которые говорят о застарелости технологии интаглио-печати, предложенной в качестве альтернативы голограммам. Возникает вопрос: зачем изобретать велосипед, который уже давно изобретен? Ответ очевиден: чтобы за только изобретенный велосипед получить солидный откат», — подчеркнул Бондаренко.
Напомним, тема защиты акцизных марок получила широкий общественный резонанс после того, как стало известно о принятии Кабмином постановления от 18 апреля 2012 г., которым из технического описания марок акцизного налога на алкоголь и табак убрали голографические защитные элементы.Примечательно, что марки нового образца до сих пор не разработаны, нет и постановления Кабмина, которое должно их утвердить. При этом, по информации участников рынка, директор «Полиграфкомбината »Украина" Максим Степанов и замминистра финансов Юрий Шевченко инициировали производство и отгрузку акцизок без голографических элементов. Также упомянутые госслужащие предлагают использовать в качестве защиты так называемые интаглио-элементы.
Бондаренко отметил, что при очень высокой стоимости оригинального полиграфического оборудования (пару десятков миллионов евро плюс отчисления за патент иностранному разработчику), интаглио-печать легко подделать. Подтверждение тому: с 1996 г. по 1 мая 2003 г., до внедрения эффективной голографической защиты, акцизные марки защищались именно с помощью такой технологии. В 2001 г. украинские правоохранительные органы провели проверку акцизных марок, которые защищались способом интаглио-печати. В ходе проверки были обнаружены поддельные марки в огромных количествах. А рынок алкоголя и табака на то время на 50% ушел в «тень». Эксперты-полиграфисты списали такой провал защиты на изобретательность фальсификаторов.
Подобным инициативам — возобновить применение устаревшей технологии, вопреки экономической эффективности голограмм — удивились и зарубежные эксперты.
«Украина сокращает использование голограмм на акцизных марках, несмотря на 20% увеличение доходов государства», — статья с таким заголовком недавно была опубликована в издании Holography News (официальный печатный орган Международной ассоциации производителей голограмм).
Действительно, данные ГНСУ подтверждают экономическую эффективность применения голограмм на акцизках. По данным ГНСУ, в 2010 г. госбюджет Украины получил 13,06 млрд грн акцизных налогов только за табачные изделия. Это в пять раз больше, чем в 2007 г., и больше, чем суммарно за 2008-2009 гг.
Глава НАН Украины, академик Борис Патон еще в 2010 г. написал письмо в Кабмин, в котором отметил: «Принятие подобного решения (отмена голографической защиты на акцизных марках ) может стать первым прецедентом в кругу стран, которые заботятся о собственной надежной безопасности».
Обеспокоены и эксперты-экономисты, ведь ослабление защиты акцизных марок спровоцирует «тенизацию» рынка подакцизных товаров и сокращение бюджетных поступлений. Бюджет Украины от применения незащищенных марок и ухода рынка в тень рискует недосчитаться до 10 млрд грн в год. По прогнозу координатора Центра потребительского контроля «ЧЕК», кандидата технических наук Игоря Каневского, уже в ближайшее время Украину захлестнет волна контрабандных и фальсифицированных подакцизных товаров — до 50% рынка алкоголя и табака может оказаться в «тени».