— Как свободный курс гривны повлияет на экономику страны?
— Во-первых, надо внимательно почитать заявление МВФ, там написано не «свободный», а «гибкий» курс. Я считаю, что это разные понятия. Свободный курс может позволить себе страна, у которой больше возможностей для внешнего финансирования либо страна, которая может эмитировать собственную валюту, как например США.
Я считаю, в нынешней ситуации Украина уже имеет гибкий курс. Под гибкостью курса я подразумеваю не абсолютную свободу курса, а его прогнозируемые реакции на изменения, связанные с фундаментальными факторами. Во-вторых, последние события, которые произошли на межбанковском рынке, а именно рост курса доллара, был спровоцирован скорее атакой спекулянтов, поскольку проблем, связанных с платежным балансом или с какими-то внешними выплатами, в действительности не было.
В подтверждение этого говорит и то, что Нацбанк вышел — и процесс успокоился. В данном случае было произведено сглаживание тех колебаний, которые не носили в себе фундаментального характера, что, собственно говоря, и является сутью интервенций. Если же рассматривать ситуацию на межбанке с начала года, рынок в основном регулировал себя сам — Нацбанк выходил с интервенциями всего несколько раз. Так что, по-моему виденью, мы уже живем в условиях гибкого курса.
— Чем могло быть вызвано такое требование МВФ?
— Требования МВФ о гибком курсе вызвано, скорее, его оценкой общего состояния валютного регулирования в стране. МВФ хочет либерализовать его, но вопрос либерализации валютного рынка, во-первых, субъективный, во-вторых — дискуссионный. Как его либерализовать и какими темпами — наверное, надо решать всем вместе, исходя из местных условий. И Нацбанк проводит для этого достаточно консультаций с участниками рынка.
— Для нынешнего состояния экономики гибкость курса допустима?
- Если МВФ понимает гибкость курса как абсолютное движение вверх, а потом абсолютное движение вниз до упора, пока не остановится, то для нынешнего состояния экономики страны и банковской системы движение в бесконечность как в одну, так и в другую сторону попросту недопустимо. Это опасно с точки зрения баланса и тех обязательств, которые несет перед инвесторами вся банковская система.
Во многих коммерческих банках существуют проблемы с выданными кредитами в иностранной валюте, а ведь на них сформированы страховые резервы. Как только курс уходит вверх — у банков дикие убытки в балансе. Нужно ли это для банковской системы? Нет. Надо ли это для обывателя? Тем более.
— К чему приведет свободное движение курса вниз?
— Свободное движение вниз остановит развитие экспорта. А Украина на 60% зависит от его объемов. Если мы ослабим собственный экспорт, перекосим платежный баланс. И в конечном итоге мы попросту потеряем и его, и рабочие места, убьем промышленность, а потом будем ждать, когда конъюнктура улучшится, и промышленность сможет развиваться. Но так промышленность не развивается. Существуют какие-то системные факторы и какие-то флуктуации, выходящие за эти каналы.
— Как обстоит ситуация с движением курса в других странах?
— На сегодняшний день я не знаю страны из тех, кто печатает валюту, кроме США, которая позволяла бы курсу бесконечно куда-то двигаться. Даже кризис в 2008-2009 годов показал, что даже Центральный банк Швейцарии не давал укрепиться франку, сдерживал его. Потому что укрепление франка наносило колоссальный ущерб швейцарской экономике.
Вопрос интервенции и вопрос монетарной политики страны — это вопрос в абсолютной приоритетности центробанков. Вопрос больше гибкости или меньшей — дискуссионный. Должно быть здравое уравновешенное управление курсом, которое находится в пределах ожидания всех участников рынка, исходя из фундаментальных показателей и политики Национального банка, который заявляет свои ориентиры и цели относительно курса. Тогда существует стабильность в стране и в банковской системе.
Рубрику ведет Елена Куцая