В заявлении делегации Японии напоминается, что согласно правилам ВТО Украина может ввести пошлины только в случае резкого непредвиденного роста импорта. Тогда как импорт автомобилей в страну за 2009-2010 годы, напротив, снизился — на 71,5%, до 107 тыс., утверждает японская делегация. А поставки японской техники падали даже более высокими темпами: с 51,6 тыс. автомобилей в 2008 году до 9 тыс. в 2010 году.
Независимые юристы считают, что риски Украины в случае введения пошлин минимальные — в худшем случае пошлину придется через какое-то время отменить. Если новые пошлины будут введены, можно ожидать, что страны-автопроизводители подадут на Украину официальную жалобу в ВТО, считает советник юридической фирмы «Саенко Харенко» Наталья Микольская.
«Прогнозировать, чью позицию займет ВТО в данном вопросе, сложно. Все зависит от того, насколько серьезные аргументы МКМТ приведет в своем решении, и будут ли они соответствовать нормам ВТО»,— говорит она.
Впрочем, серьезными санкциями разбирательство не грозит, считает партнер юридической группы AstapovLawyers Олег Мальский.
«Разбирательства могут затянуться года на два, и в худшем случае нас заставят снять ограничение без каких-либо компенсаций»,— полагает он. По его мнению, в этом случае конфликт будет решаться в политической плоскости. «Давление иностранных партнеров и влиятельных международных организаций может заставить правительство снять дискриминацию, чтобы окончательно не испортить имидж страны»,— прогнозирует он.
Ожидалось, что результаты будут объявлены до конца мая. Однако источник близкий к руководству МЭРТа, утверждает, что активное лоббирование интересов как автопроизводителями, так и автоимпортерами застопорило работу комиссии. Глава министерства Петр Порошенко вчера отказался обсуждать со СМИ перспективы введения пошлин.
«Мне неизвестны подробности заявления японцев, но вряд ли в нем говорится о том, как обеспечить 20 тыс. рабочих мест в Украине»,— заявил министр.