Система ХАССП, то есть контроль безопасности пищевых продуктов, для украинских предприятий пока в диковинку. Его используют менее пяти процентов производителей. На этом молочном комбинате на безопасности решили не экономить. Контроль здесь начинается уже с внешнего вида. Любой человек, зашедший в цех, должен быть в санитарной одежде.
Спецформа — это лишь одно из десятков требований. И все — преследуют единственную цель — в продукты не должна попасть инфекция и запрещённые препараты. Для этого во всех цехах созданы контрольные точки. За каждую отвечает отдельный работник. При малейшем нарушении — продукция должна утилизироваться. Учитываются все мелочи.
— У нас є сенсорний датчик на умивальнику. Використовуються сучасні миючи та дезінфікуючи засоби. ХАССП починається з гігієни на виробництві.
Над каждой дверью висят специальные лампы, уничтожающие насекомых — разносчиков инфекций. Ради безопасности на комбинате раскошелились и на современное лабораторное оборудование. Оно позволяет за полчаса досконально исследовать привезённое из сёл молоко. Даже на радиационное загрязнение. Это тоже требование ХАССП.
Александр Дубовой — мастер участка по изготовлению сыров молочного комбината:
Спочатку, як ми почали виробництво, у нас були запинки по роботі, по стерилізації. Зараз у нас є ХАССП, і ми працюємо кожен день без зупинок. Безпечність набагато виросла.
Сливать продукцию в отходную яму уже не приходится, уверяют молочники. Это стоило предприятию полтора года кропотливой работы и не одну сотню тысяч гривен.
Ирина Будилович — директор по качеству молочного комбината:
У нас зменшились фінансові витрати за рахунок, наприклад, повернення продукції, скарг від споживачів.
А это уже другое предприятие. Птицефабрика в сорока километрах от Киева. Здесь тоже заставляют надевать халаты. При входе в инкубатор лежит дезинфицирующий коврик. На стенах висят емкости с антибактериальным раствором. Но всех требований ХАССПа птицеводы не соблюдают. Говорят — и обычных санитарных норм хватает.
Евгений Бондарчук — глава правления птицефабрики:
— Ежемесячно к нам приезжает проверка ветеринарной службы.
— Вопросы возникают?
— Вопросов не возникает только к тому, кто ничего не делает, кто сидит дома на диване и смотрит телевизор.
Вкладывать деньги в безопасность своей продукции птицеводы не спешат. Дескать, зачем вводить систему ХАССП на предприятии, если за его воротами они ничего проконтролировать не могут.
Евгений Бондарчук — глава правления птицефабрики:
Как контролировать село, как контролировать поле? Мы придем к поставщику зерновых, скажем — дайте нам отчет. Он скажет — идите вы. Дальше — какие у нас полномочия?
Фермер Павел Волынец поставляет овощи на несколько предприятий. Аграрий говорит — чистота того же картофеля сейчас только на его совести.
Павел Волынец — фермер:
Проконтролировать каждое звено технологическое, в принципе невозможно.
Павел не может гарантировать, что овощи в его хранилище стопроцентно безопасны. Для этого нужно, как минимум, поставить на складе новые мойки, установить вентиляцию и холодильники. Фермер не против, если денег хватит.
Павел Волынец — фермер:
Я думаю, для меня это тоже будет тяжелый переходной период, учитывая, какая сегодня ситуация с кредитованием сельского хозяйства, то это только усложняется.
Впрочем, государство не собирается обязывать Павла и других фермеров следить за безопасностью продуктов. Контроль отдают на откуп пищевым предприятиям. Не справляетесь сами, нанимайте специальные компании. Так, например, работают в Евросоюзе, говорят власти.
Виталий Башинский — директор департамента ветмедицины Госветфитослужбы:
В этом должен быть заинтересован сам производитель. Потому что производство сырья не покрывается стандартом. Просто сама жизнь его заставит выйти на определенный уровень, чтобы попасть под оценку нормального переработчика, или это придется съесть самому.
Виталий Башинский уверен — без соблюдения мировых требований убрать с прилавков опасные для здоровья продукты просто невозможно. А ведь сейчас их изымают тысячами тонн. Но борьба с отравой может взвинтить цены, пугают эксперты. Однако добавляют: на международные стандарты безопасности украинские пищевики будут переходить в течение двух лет — с момента принятия закона. За счёт этого скачок цен может быть не существенным.
Артём Алёшин, Александр Пономарёв, Оксана Старенькая