Общий показатель налогового индекса — это интегральный расчет среднего значения каждого из четырех факторов:
- качество налогового законодательства;
- затруднительность/легкость администрирования налогов;
- степень фискального давления;
- качество налогового обслуживания, работы налоговиков.
«В ответ на вопрос, способствовал ли налоговый режим в Украине в 2011 году развития и поддержки бизнеса, ни один из респондентов не смог ответить »да, безусловно, способствовал«, зато 78% дали отрицательные оценки качества и эффективности налогового законодательства… Большинство опрошенных (84%) отметили, что налоговая отчетность и администрирования в Украине является сложной, что является тревожным результатом. Обременительные процедуры налоговой отчетности приводят к временных и финансовых затрат, которые несут компании. К тому же, бизнесмены единодушно признали несовершенство и слабость электронной системы отчетности, которая имела целью облегчить и модернизировать процесс налогового отчета… к Сожалению, прессинг и давление со стороны налоговых органов существенно препятствует деятельности бизнеса в Украине. Эта негативная тенденция была подчеркнута участниками опроса, а именно: 77% респондентов сталкивались с неконструктивными и нерациональным «предложениями» уплатить налоги заранее, авансом, 50% получали необоснованные и частые информационные запросы от налоговиков, а 41% опрошенных были предложены так называемые «задачи» по наполнению бюджета своими налоговыми платежами. Очевидно, первоочередным шагом власти должно быть искоренение этой тревожной и проблемной тенденции налогообложения… Комментируя профессионализм, компетентность и уровень сервиса, которые предоставляют налоговики бизнеса, преимущественно респонденты (42%) выражали недовольство качеством сервиса и обслуживания, однако имели место и нейтральные ответы (24%)», — говорится в отчете ЕБА.
Кроме того, 37% участников не смогли назвать позитивных изменений, привнесенных налоговой реформой и новым кодексом, 21% заявили о определенное облегчение процедур налоговой отчетности, 13% увидели плюсы от кодификации и систематизации разрозненных подзаконных актов в рамках Налогового кодекса, а 9% назвали позитивные изменения в налогообложении аграрного сектора и отсутствие штрафных санкций в первые полгода действия нового документа.
ЕБА отмечает, что налоговый индекс показал, что жалобы на ход реализации налоговой реформы преобладают. Так, среди наиболее распространенных негативных отзывов были зафиксированы следующие:
- — осложнения налоговой отчетности, увеличение трудовых и финансовых затрат на учет и программное обеспечение, плохое администрирование электронной отчетности со стороны налоговой — 27%;
- — сложность и противоречивость нового Налогового кодекса, отсутствие подзаконных документов — 21%;
- — увеличение количества проверок, необоснованность информационных запросов, произвола налоговых инспекторов — 19%;
- — частые изменения до нового Налогового кодекса, отсутствие времени на ознакомление и адаптации к ним — 12%;
- — невозможность переносить убытки прошлых налоговых периодов — 10%;
- — увеличение базы налогообложения (НДС на консультационные услуги и аудит, увеличение НДФЛ, экологический налог и т.п.) — 9%;
- — проблемы с возмещением НДС — 5%.
«Налоговый Индекс — это инструмент, который наглядно демонстрирует то, как бизнес видит и воспринимает условия налогообложения в Украине — от процедур отчетности в качестве налогового законодательства. Те результаты, которые мы увидели, свидетельствуют о том, что есть над чем работать, что проблемы существуют, однако мы все должны понимать, что искоренения проблем и приближение налогообложения в Украине европейских стандартов — это совместная задача бизнеса и власти. Бизнес готов идти навстречу и шаг за шагом решать эту задачу. Я верю, что готова и власти», — заявила исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.