Закон гарантирует право частной собственности на внесенные в Реестр гидротехнических сооружений причалы, построенные за счет частных инвестиций до вступления в силу этого закона, а также новые причалы, построенные за счет частных средств.

Согласно закону, строительство причалов государственной формы собственности за счет частных средств, в соответствии с мировой практикой, будет осуществляться на компенсационной основе.

Закон предполагает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морских портов.

Кроме того, закон закрепляет возможность продажи на конкурсных началах целостных имущественных комплексов госпредприятий и 100% публичных АО, созданных в процессе корпоратизации на базе цехов, производств, участков, других подразделений госпредприятий — морских портов, в состав которых входят все виды имущества, предназначенного для их деятельности. При этом условия конкурса могут предусматривать аренду победителем земельных участков под объектами сроком до 49 лет.

Закон также определяет порядок привлечения частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры на основе отдельных договоров концессии, договоров о совместной деятельности, аренды и других видов государственно-частного партнерства.

По мнению авторов закона, его принятие обосновано назревшей необходимостью коренных преобразований в портовой отрасли, либерализации имущественных отношений, технической модернизации и создания современной модели функционирования морских портов.

Авторы отмечают, что Украина является единственным государством на постсоветском пространстве, где не проедены реформы в портовой отрасли. В частности, существующие на сегодня риски инвестирования в портовую инфраструктуру связаны, в первую очередь, с устаревшей нормативной базой, которая фактически отражает советскую модель функционирования портов.