Веб-программист из Лиссабона Вячеслав Джура, 25-летний бывший киевлянин, мог бы стать современным Осипом Олеськивым, львовским агрономом, который в конце XIX века поездил по Канаде и так расписал все увиденное в нескольких статьях, что спровоцировал массовый исход галичан на север Америки.
Джуре тоже есть что рассказать приятного о Португалии, где он живет и работает последние пару лет. Но Джура программист, статей не пишет, а прелести Лиссабонщины формулирует коротко: чувство защищенности, низкий уровень бытовой агрессии и социальные гарантии. Украинец уверен, что даже на минимальную местную зарплату, 486 евро, на западном краю Европы можно выжить. Это, по его мнению, выгодно отличает Португалию и страны ЕС от Украины.Общее число эмигрантов из Украины в мире составляет 6,5 млн человек — это седьмая часть нынешнего населения страны.
То, что на собственном опыте прочувствовал бывший киевлянин, все больше привлекает и других молодых соотечественников. Уже сегодня, по данным украинского представительства Международной организации по миграции, общее число эмигрантов из Украины в мире составляет 6,5 млн человек — это седьмая часть нынешнего населения страны.
В последние годы к этой массе народа все активнее присоединяется молодежь. Это касается как тех, кто уезжает на ПМЖ, так и тех, кто отправляется на заработки.
«Можно сказать однозначно: сейчас лицо у наших трудовых мигрантов, которые едут работать за рубеж, молодое», — уверяет Виктор Иванкевич, руководитель социально-экономического департамента Федерации профсоюзов Украины. Выезжающие сегодня за рубеж, по его словам, в 60 % случаев — люди до 35 лет.
Уровень готовности к эмиграции среди оставшихся молодых украинцев чрезвычайно высок. По данным опроса, который в 2011 году провел Центр социсследований София, среди людей в возрасте 18-29 лет этот показатель составляет 50,4%, тогда как в возрастной группе 30-39 лет — 42,4%. Все это показывает, что волна уезжающих и дальше будет молодеть: у юного поколения уже изначально чемоданное настроение.
Среди причин, его пробудивших, не только деньги, но и желание оказаться в более благоприятной социальной обстановке. Важен и такой мотив, как самореализация. «Из Украины уезжают молодые люди образованные, амбициозные. Едут туда, где они надеются получить лучшие условия для самореализации», — говорит Евгений Головаха, замдиректора Института социологии НАН Украины.
Подальше от родины
Для среднестатистического украинца Колумбия — это наркотики и преступность. Но 28-летняя Любава Сичко живет в этой стране уже четыре года и считает, что здесь лучше, чем на родине.
Когда бывшая жительница Николаева рассказывает о приютившем ее государстве, трудно поверить, что Колумбия входит в список самых опасных стран для посещения туристами и лидирует в Книге рекордов Гиннесса по числу убийств: ежегодно из 100 тыс. жителей насильственная смерть здесь настигает 65 человек. Для сравнения: в Исландии этот показатель самый низкий в Европе и равен 0,3 человека, а в не слишком благополучной Украине происходит лишь 4,8 убийства на 100 тыс. населения. Но для Сичко латиноамериканское государство — оазис гостеприимства и красоты. Да и перспектив здесь больше, чем в Украине.
Зарплаты местных преподавателей, по словам Сичко, радуют — в районе 1-2 тыс. долларов, в разы выше украинских
Окончив университет в Николаеве, факультет иностранной филологии, Сичко решила подтянуть испанский среди носителей языка. Так она оказалась в колумбийской столице Боготе, в университете на годичной стажировке. После того как учеба закончилась, вуз предложил украинке контракт и работу преподавателя английского.
Теперь Сичко не только учит других, но и участвует в различных проектах местного минобразования, ездит по конференциям. А недавно перешла работать в один из престижнейших вузов Латинской Америки — Андский университет. Все это открывает перед украинкой самые широкие карьерные горизонты. Да и зарплаты местных преподавателей, по словам Сичко, радуют — в районе 1-2 тыс. долларов, в разы выше украинских.
Еще ей нравится позитивный настрой местных жителей. «Если не жить здесь, то побывать [в Колумбии] всем советую. Как говорят сами колумбийцы, единственный страх — это желание остаться тут навсегда», — говорит Сичко.
Сама того не подозревая, она стала частью глобальной тенденции, когда молодые украинцы вслед за своими старшими земляками едут «світ за очі», чтобы найти для себя лучшее будущее.
Точных данных о количестве выехавших в последнее время за рубеж нет, как нет и информации о том, как велика в этом потоке доля молодых. Но о том, что эмиграция из Украины приобретает все больший размах, можно судить по косвенным признакам.
Например, в прошлом году заявки на участие в лотерее Green Card, дающей право на проживание и работу в США, подало рекордное количество украинских граждан — 853 тыс. человек. Это на 100 тыс. больше, чем в 2010-м. В итоге Украина вошла в тройку стран — лидеров по количеству заявок на получение зеленой карты, уступив лишь двум африканским странам — Нигерии (1,4 млн желающих) и Гане (909 тыс.).
В прошлом году заявки на участие в лотерее Green Card, дающей право на проживание и работу в США, подало рекордное количество украинских граждан — 853 тыс. человек
Украинцы, если судить по официальной польской статистике, не менее активны и на европейском рынке. Так, в 2011 году, по информации министерства труда и социальной политики Польши, граждане Украины получили 18,7 тыс. разрешений на работу в этой стране — на 40 % больше, чем годом ранее. Общее же количество жителей «неньки», желающих работать в Польше, в 2011-м достигло 240 тыс.
Об увеличении числа людей, покидающих берега Днепра, говорят и данные Нацбанка об объеме частных денежных перечислений из-за рубежа — основного способа доставки заробитчанских денег на родину. В 2011-м этот показатель вырос почти на 20 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки 7 млрд долларов. Сумма огромная, сопоставимая с объемом прямых иностранных инвестиций, поступивших в страну за тот же период, — 7,2 млрд долларов.
Эксперты уверены: растущий объем переводов связан исключительно с увеличением числа выехавших из Украины. И происходит это в первую очередь благодаря младшему поколению.
Чемоданное настроение
Ирина Ключковская, директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета Львовская политехника, говорит: если в 1990-х уезжали украинцы в основном среднего возраста работать горничными, водителями и строителями, то в последние пять лет к ним все активнее присоединяется молодежь с высшим образованием.
Эту тенденцию Головаха объясняет тем, что, например, в Европе сейчас упал спрос на низкоквалифицированных работников, зато требуется больше людей с хорошим образованием и навыками.
Молодым людям с хорошим образованием, опытом работы и отличным резюме нетрудно получить свободную рабочую визу (без привязки к работодателю) в Соединенном Королевстве.
Именно так случилось с 30-летней Оксаной Губко, третий год живущей в Великобритании. Пару лет назад знакомая рассказала ей, что молодым людям с хорошим образованием, опытом работы и отличным резюме нетрудно получить свободную рабочую визу (без привязки к работодателю) в Соединенном Королевстве.
За пару месяцев Губко и ее муж собрали документы, завершили в Украине все свои дела — вплоть до составления завещаний, доверенностей и передачи любимого кота родителям — и уехали на родину Уильяма Шекспира. Запланировали пробыть там минимум пять лет. И пока возвращаться не намерены — ведь на новом месте их все устраивает. У Губко, например, не возникло особых проблем с трудоустройством: сейчас она работает менеджером по маркетингу в небольшом издательстве и медиаагентстве, которое предоставляет тематические секции трем основным газетам страны.
Молодежь, по словам Ключковской, более мобильна, много путешествует и все чаще учится вне родины. Это провоцирует отток молодой крови туда, где лучше жить. «Когда они видят заграницу собственными глазами, у многих не возникает желания возвращаться», — отмечает эксперт.
Подтверждение ее слов — бывшие киевляне Багинские. 28-летняя Елена и ее 30-летний супруг вот уже два года живут в Канаде. В юном возрасте они много путешествовали и однажды решили, что стоит попробовать пожить вне родины. Попробовали. И так понравилось, что решили остаться. К этому шагу Багинских подтолкнула не только возможность самореализации, но и другой важный момент, о котором рассказывали многие выехавшие из Украины молодые люди. Речь идет об ощущении свободы, защищенности и положительном настрое, царящем в обществе.
Молодые украинцы с качественным образованием, знанием одного-двух иностранных языков могут хорошо зарабатывать и на родине.Но такой атмосферы, как в Канаде, в Украине нет.
Это психологический аспект, не имеющий ничего общего с наличием денег. Багинская уверена, что молодые украинцы с качественным образованием, знанием одного-двух иностранных языков могут хорошо зарабатывать и на родине. Но такой атмосферы, как в Канаде, в Украине нет.
«Я выхожу на улицу, и две незнакомые бабушки, прогуливающиеся под ручку, кричат мне вслед: «Шикарно выглядите, мадемуазель!». Водитель автобуса улыбается и желает хорошего вечера. И так везде», — приводит пример из своей повседневной жизни украинка.
Программист Джура, не знающий, возвращаться ли ему на родину, тоже отмечает, что в Португалии уровень бытовой враждебности в обществе — когда кто-то кого-то зацепил или нагрубил в супермаркете — намного ниже, чем в Украине.
А главное, в странах ЕС и США, куда соотечественники стремятся чаще, чем в иные уголки планеты, они получают ключевой бонус — гарантию соблюдения гражданских прав и свобод.
Молодежь, увидевшая мир, уже не хочет закрывать глаза на все те недостатки, что присущи родине. И в этом плане она защищает не только свои интересы. Как сказал бывший киевский фотограф, живущий в Польше, сам он еще вернулся бы в Украину, но везти сюда детей он точно не хочет.
Остановить утечку могут только кардинальные преобразования. Кроме улучшения политической и экономической ситуации, о чем говорит Иванкевич, нужны и другие перемены. Например, борьба с коррупцией, кардинальное изменение в лучшую сторону ситуации с соблюдением прав человека. И иные, скорее общественные, чем экономические действия, уверяет Головаха.
Пока же украинцам там хорошо, где они сами есть, а их родины нет. Багинская рассказывает, что в Канаде очень много выходцев из Украины: это и потомки первой волны, и люди, которые едут сейчас.
«Мы [украинцы] тут везде — в политике, спорте, культуре. Так что быть украинцем в Канаде почетно», — говорит Багинская. Станет ли когда-нибудь почетно быть украинцем в Украине, она не знает.
Читайте также: В Украину массово едут иммигранты.