Уже в мае иномарки с объемом двигателя до 2,2 л могут подорожать на 10-20%, что прибавит к стоимости среднестатистического авто 2-5 тыс. долларов.
На прошлой неделе Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) обнародовало свои выводы в деле «Автопроизводители против импортеров», которые оказались не в пользу последних. Ведомство рекомендовало Межведомственной комиссии по международной торговле (этим органом руководит глава МЭРТ Петр Порошенко) установить на три года пошлины для машин с объемом двигателя 1-1,5 л на уровне 6,46% от таможенной стоимости и от 1,5 л до 2,2 л — 15,1% от стоимости.Ассоциация «Укравтопром» требовала ввести пошлину на уровне 24% от таможенной стоимости авто. С учетом НДС и других расходов это прибавило бы к розничной цене машины порядка 40%.
Это меньше, чем просили украинские производители. Ассоциация «Укравтопром» требовала ввести пошлину на уровне 24% от таможенной стоимости авто. С учетом НДС и других расходов это прибавило бы к розничной цене машины порядка 40%.
В «Укравтопроме» необходимость санкций аргументировали тем, что с начала кризиса наши заводы сократили производство почти на 80%, в то время как доля импортеров выросла на 40%.
Неприятной неожиданностью для наших продавцов стал и тот факт, что санкции могут распространиться на машины, поставляемые в Украину из России, которые на первом этапе были вне подозрений.
Помимо «ВАЗов», речь идет о целом списке иностранных брэндов, сборку которых в последние годы международные концерны наладили в этой стране (Renault, Nissan, Volkswagen, Hyundai и пр.).
Они как минимум на 10-15% дешевле авто европейской или корейской сборки, поэтому пользуются у наших покупателей высоким спросом.
Окончательное решение чиновники хотят принять уже в середине мая. Скорее всего, оно в точности совпадет с рекомендациями МЭРТ, глава которого Петр Порошенко считается одним из главных лоббистов украинского автомобилестроения.
В сферу его интересов входит предприятие «Богдан Моторс», которое ранее активно собирало на своих мощностях автомобили Hyundai Tucson, Elantra XD и Accent.
После того как корейская корпорация наладила выпуск машин в Санкт-Петербурге, этот проект заморозили. И теперь у «Богдана» появилась возможность вернуть бывших партнеров в Украину. Ведь в Минэкономразвития указывают, что, усложнив доступ на наш рынок иномаркам, они заставят мировые автоконцерны локализировать производства в нашей стране.
Впрочем, эти планы выглядят фантастическими. Ведь в свое время зарубежные производители изучали возможность открытия заводов в Украине, но отказались от этого из-за инвестиционной непривлекательности нашей страны и сосредоточились на освоении рынка РФ.
Сейчас заводы в Санкт-Петербурге, Калуге, Москве и Калининграде, на которых ведется сборка иномарок, выпускают более 1 млн авто в год, чего с лихвой хватает для закрытия потребностей постсоветских рынков. Для мирового автопрома гораздо дешевле отстоять свои интересы посредством давления на Украину через ВТО, чем налаживать у нас сборку.
Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) в своем письме к ведомству г-на Порошенко уже намекнула на возможность санкций со стороны Всемирной торговой организации и ужесточения торговых войн с РФ. Импортеры также пугают чиновников бюджетными потерями: по данным ВААИД, государство недополучит более 7 млрд долларов из-за сокращения поставок машин в страну.
А пока пошлины не ввели, продавцы пытаются извлечь из ситуации выгоду. Они уже сейчас нагнетают на рынке ажиотаж, призывая украинцев срочно бежать в салоны и «покупать, пока не подорожало».
В прошлом году такой нехитрый способ подстегнуть продажи оказался очень эффективным: объемы реализации машин увеличились более чем на треть. Теперь же, когда угроза введения ограничений стала реальностью, продажи автомобилей могут вырасти в разы. Тем более что импортеры уже подготовились к ажиотажному спросу, заранее сформировав обширные запасы на складах.