Отметим, что смысл сервисов коллективных покупок — в обеспечении внушительных скидок за счет массовости. Как правило, акция считается состоявшейся, если на нее подпишется определенное количество участников.
В таком случае поставщик услуги получает новых клиентов, клиенты — хорошую скидку, а сервис — комиссионные от поставщика. Наиболее успешным сервисом такого типа является американский Groupon, породивший десятки тысяч подражателей по всему миру.
Журнал отмечает, что все они, впрочем, быстро убедились, что зарабатывать в этой нише не так просто.
Так, по словам 35‑летнего Роберта Моргунова, одного из пионеров «групономании» в Украине, в декабре 2010‑го, когда его сайт Город 24 получил инвестиции Rebate Networks, его назначили генеральным директором и дали менеджерский пакет.
К тому времени в Украине уже работало несколько аналогичных сервисов. «Все выходили на рынок с надеждой выгодно продаться», — говорит Моргунов, который удачно вышел из этого бизнеса благодаря американскому миллиардеру Леонарду Блаватнику.
Как поясняет Forbes, основной владелец Города, немецкая Rebate Networks, сворачивала операции в Украине и охотно приняла предложение одного из портфельных проектов Блаватника — сервиса Выгода.ру о продаже компании.
По данным издания, в конце прошлого года в Украине насчитывалось 39 скидочных сайтов. Как раз в это время на украинском рынке активизировался Groupon.
После этого, оборот более мелких конкурентов сразу же начал падать. Директор сервиса SuperDeal Екатерина Микула сказала изданию, что сегодня они уже лидеры. А директор Groupon в России и Украине Анна Березовская считает, что отрыв от конкурентов будет только расти.
В то же время, Моргунов уверен, что на украинском рынке скидочных онлайн‑сервисов останется не больше двух-трех компаний.
Он считает, что наиболее серьезные шансы у проектов, которые успели привлечь инвестиции до прихода Groupon. Так, сервис KupiSkidku получил деньги неназываемого украинского бизнесмена, SuperDeal — польского фонда Vivex Invest, а долю в Pokupon купил EastOne Виктора Пинчука.
Почему украинский рынок слишком тесен, чтобы прокормить «лишние рты», как купонные сервисы могут получить прибыль, а также о том, что их ждет в будущем, читайте в свежем №4 журнала Forbes за апрель 2012 года.