Народный депутат Игорь Савченко (Партия р егионов) предложил закрепить в Налоговом кодексе возможность бизнеса подавать аудит налоговой отчетности, чтобы добиться сокращения плановых документальных проверок со стороны ГНС. В его законопроекте N10270 говорится, что параллельно с подачей декларации предприятие на добровольной основе может направить в налоговые органы аудиторский отчет. Он должен быть подготовлен одной из аудиторских компаний, включенных в специальный реестр ГНС по рекомендации Аудиторской палаты. При планировании документальных проверок налоговики смогут учитывать предоставленные плательщиком отчеты и не проводить такую проверку. Исключением могут стать компании, включенные в план-график проверок на основании оценки плательщика по категориям высоких рисков.Аккредитованные при ГНС аудиторские компании будут проверять данные бухгалтерского учета, в частности достоверность, своевременность и полноту начисления налогов и сборов.
Таким образом, аккредитованные при ГНС аудиторские компании будут проверять данные бухгалтерского учета, в частности достоверность, своевременность и полноту начисления налогов и сборов. Связаться с автором законопроекта вчера не удалось, но, согласно пояснительной записке к документу, поправки заменят практику выхода налоговиков с проверками относительно соблюдения плательщиками законодательства. По словам главы правления Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Елены Макеевой, в основном сейчас бизнес пользуется услугами аудиторов для подтверждения финансовой отчетности. Услуга аудирования налоговой документации может стоить в пределах 20-100 тыс. грн в зависимости от размеров предприятия.
По мнению госпожи Макеевой, проведение такого аудита возможно лишь в странах с высоким уровнем доверия бизнеса к налоговым органам.
«Взятие на себя аудиторами ответственности подтверждать налоговую отчетность может ухудшить отношение к аудиторской профессии в целом. Очевидно, будут выдвинуты определенные критерии к аудиторам, и, зная, что на рынке есть много компаний, для которых важно не качество, а получение прибыли, они и будут браться за предоставление таких услуг. Иностранные компании, для которых важен имидж, вряд ли будут участвовать в таком проекте»,— поясняет Елена Макеева.
Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко добавляет, что еще на стадии внедрения горизонтального мониторинга в ГНС обсуждался вопрос привлечения аудиторов, в том числе с мировых именем.
«Большая четверка аудиторских компаний категорически отказалась от участия. Подтверждать налоговую отчетность может только самоубийца. Это следств ие сложности трактовки законодательства, постоянного его изменения. Кроме того, если аудитор не будет выполнять то, что ему прикажут в налоговой, то и в списке его не будет»,— говорит господин Рубаненко.
По мнению госпожи Макеевой, практика применения предложенного механизма не станет массовой. Иностранные компании, работающие в рамках законодательства с зарубежными аудиторами, вряд ли воспользуются услугами компаний, аккредитованных в ГНС:
«Они работают »в белую« и всегда готовы к проверкам налоговиков». Исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко подтверждает, что иностранные инвесторы лишь частично могут заинтересоваться данным предложением, и то после того, как будет доказана его эффективность.
«В целом нужно думать не об этом, а о легкости администрирования, сокращении количества налогов, переходе на электронную отчетность и частоте вносимых в кодекс изменений. Он вообще не должен меняться на протяжении пяти, а то и десяти лет. А если мы бесконечно его переписываем, то о каком упрощении может идти речь?» — считает госпожа Деревянко.
Президент группы УПЭК Анатолий Гиршфельд считает инициативу интересной, но аудиторские компании для подтверждения налоговой отчетности должны не зависеть от государственных органов и, в частности, от ГНС. Тем более что международные стандарты аудиторской деятельности позволяют национальным компаниям подтверждать налоговую отчетность. Директор по корпоративным вопросам компании Nestle в Украине и Молдавии Геннадий Радч енко добавляет, что предложенная процедура является непрозрачной. Кроме того, чтобы сократить количество проверок, необязательно нужен дополнительный аудит. «Потенциальные нарушения видны налоговикам и так, для этого не нужен аудитор и тем более рекомендованный, расценки которого также будут далеки от рыночных»,— резюмирует он.