С точки зрения потерь бюджета нет никакой разницы, дать «Нафтогазу» льготы или снизить акциз. И если уж выбирать, то точно не в пользу мутных льготных схем, «позитивный» опыт которых чувствуют не миллионы, а единицы людей. Об этом в статье для Зеркала недели пишет эксперт по вопросам нефтерынка, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Получив неожиданный отказ по снижению акцизов, Минэнергоугольпром сразу же озвучило свою вторую и пока последнюю домашнюю заготовку — предоставление льготы по уплате НДС на 1 млн тонн нефти, которую «Нафтогаз Украины» планирует переработать на Лисичанском НПЗ.
Как и в случае с акцизами, эта тема не новая и для некоторых очень аппетитная. Задумка инициаторов проекта раскрылась с первой же поставкой нефти. Ее госкомпания приобрела не только на пике стоимости в конце апреля 2011 года, но еще и явно дороже, чем другие переработчики нефти на данном предприятии.

Все дело в использовании цепочки украинских и зарубежных посредников, что в результате обернулось повышенной себестоимостью полученных нефтепродуктов, которые НАК не может распродать до сих пор. Поэтому прошлогодний энтузиазм ограничился переработкой 160 тыс. тонн нефти (планировали тоже 1 млн тонн), после чего, судя по всему, «сдачу» давать стало нечем.

«Но, как видим, невкусные „корешки“ достались не всем, кто-то настриг «вершков» на несколько миллионов долларов. Неудивительно, что и сегодня, говоря словами чиновников энергетического ведомства и «Нафтогаза», «позитивный опыт переработки нефти на Лисичанском НПЗ» преподносится как панацея», — пишет Куюн.

Во-первых, задается вопросом автор, если прошлогодний опыт такой позитивный, зачем сегодня «Нафтогаз Украины» и Минэнергоугольпром собираются просить у правительства льготы по НДС?

Во-вторых, если посчитать, во сколько государству обойдется эта программа, то получится, что при стоимости нефти на уровне $110/барр. (побудем хоть немного оптимистами) стоимость 1 млн тонн составит около $800 млн, т.е. НДС с данного объема — $160 млн, или 1,28 млрд грн. Стоит отметить, что потери от снижения акцизного сбора на второй квартал в прошлогоднем размере составят примерно аналогичную сумму (из расчета потребления по 1,5 млн тонн бензина и дизтоплива).

«С точки зрения потерь бюджета нет никакой разницы, дать „Нафтогазу“ льготы или снизить акциз. И если уж выбирать, то точно не в пользу мутных льготных схем, „позитивный“ опыт которых чувствуют не миллионы, а единицы людей», — резюмирует экперт.

Вместе с тем отметим, как писал ранее источник, сегодня в отличие от прошлого года существует возможность облегчить судьбу потребителей нефтепродуктов за счет потенциала самой нефтегазовой отрасли. Для этого необходимо подумать не только о том, кому и как дать, но и где взять эти деньги. Например, Кабмин может «сломать» схему Фирташа и Коломойского и увеличить ренту на добычу нефти, получив в бюджет дополнительно около 5 млрд грн. Второй вариант — вывести из «тени» почти 30% рынка нефтепродуктов — потенциал такого шага аналогичен сумме первого варианта.