«В такой ситуации может сложиться впечатление, что цель и вектор (европейский или евразийский) реформирования газового рынка Украины будут зависеть исключительно от Кабинета министров Украины. Отсутствие в принятом законопроекте хотя бы контуров и направлений (цели) реформирования украинского газового рынка может порождать сомнения в его направленности на либерализацию рынка именно на европейских принципах и может вызвать вопрос о возможности его использования для переформатирования газового рынка Украины в направлении дальнейшей его монополизации», — пишет Малиновский.
При этом он отмечает, что согласно Конституции и законодательству Украины, правительство может реализовывать свои полномочия — то есть реформировать газовый рынок — только способом, который не противоречит международно-правовым обязательствам государства (в данном случае — обязательствам Украины в рамках Европейского энергетического сообщества, в том числе по имплементации в Украине Второй и Третьей газовых директив ЕС).
Кроме того, законодательство исключает возможность заключения Украиной новых международно-правовых (тем более корпоративных) договоренностей с другим государством или компанией, которые противоречили бы Европейскому энергетическому сообществу и, в частности, усложняли бы либерализацию газового рынка Украины на европейских принципах.
«Вместе с тем конкретизация в законопроекте №9429-1 целей реализации Кабмином новых полномочий (внесение положений, обязывающих правительство реформировать газовый рынок на европейских принципах) улучшит качество этого документа и позволит избежать риска реформирования газового рынка образом, противоречащим обязательствам Украины перед Европейским Союзом», — резюмирует эксперт.
По его словам, такая конкретизация соответствовала бы цели принятого законопроекта, задекларированной в пояснительной записке и подтвержденной в заявлениях лидера парламентского проправительственного большинства.