Бензин резко подорожал
По данным консалитинговой группы А-95, за период с 10 января по 19 марта средние цены на бензин самой популярной марки выросли на 30,8 коп. (+3%) до 10,6 грн за литр. При этом только за последнюю неделю цены на заправках подскочили на 17,1 коп. (+1,64%). Дизельное топливо с января выросло в цене на 19,7 коп (+2%) до 9,86 грн за литр в среднем по Украине, а за неделю цены на дизель поднялись на на 13,6 коп. (1,4%).
Цены на газовое топливо (смесь пропан-бутан) хотя и снизились с начала года на 14 коп. (-2,36%), за последнюю неделю все же поднялись на 5,5 коп. (+0,95%).
В региональном разрезе наибольший рост цен на бензин отмечался в Крыму, а также в Луганской и Николаевской областях — здесь с начала года бензин А-95 подорожал на 53 коп., 52 коп. и 41 коп. за литр соответственно. В первую пятерку по росту цены также вошли Донецкая (+40 коп. с начала года) и Киевская (+38 коп.) области.
По состоянию на 19 марта самые высокие средние цены на А-95 были зафиксированы на заправках Крыма (10,84 грн), а также Луганской (10,79) и Донецкой (10,77) областей, самые низкие — в Днепропетровской, Полтавской, Харьковской (по 10,44 грн) и Сумской (10,43) областях страны.
Ценовой коридор
Попытки правительства обуздать цены пока не дают заметных результатов. На заседании 17 февраля экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) рекомендовала трейдерам удерживать цены на топливо марки А-95 и дизтопливо на уровнях до 10,54 грн и 9,84 грн за литр до конца месяца. В начале марта верхнюю границу ценового коридора подняли на 10 коп., причем как на бензин, так и на ДТ. Участники ЭАГ признали, что изменение ценового коридора вызвано ростом цены на нефть на мировых рынках, а также сезонным ростом спроса на топливо в начале весны.
Однако решение группы не успокоило цены: таблички на стеллах менялись чуть ли не ежедневно. Поскольку установление рекомендованных цен не особо помогает, власти ищут новые методы влиять на рын ок. Так, премьер Николай Азаров поручил Валерию Хорошковскому встретиться с игроками рынка и отработать алгоритм нивелирования колебаний цен на нефть, в частности, на период посевной.
Тем временем ЭАГ на заседании в пятницу, 16 марта, рекомендовала сохранять существующие цены на бензин и дизельное топливо. Присутствующие на заседании представители рынка якобы согласились с рекомендациями, но за выходные цены на марку А-95 выросли еще на несколько копеек. Следующее заседание группы запланировано на 23 марта.
Причины роста
Рост цен за последнее время был прежде всего обусловлен повышением цен на нефть на мировых рынках, говорят эксперты. В А-95 напоминают, что в течение последнего месяца цены на нефть удерживаются выше $120 за баррель, а в марте стабильно превышают $125 за баррель. Соответственно, рост цен с начала года составил 13,6%.
Подорожание на $25 на барреле составит почти $200 на тонне, подсчитывает президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. По его словам, $200 — это 1600 грн. на тонне или плюс 1 грн. на литре бензина.
По прогнозам экспертов консалтинговой группы А-95, уровень цены на бензин А-95 стандарта Евро-5 в ближайшее время может превысить отметку в 11 грн. за литр, дизельное топливо — 10 грн. за литр. «В связи с продолжающейся напряженностью на мировом рынке нефти, в марте мы ожидаем существенную коррекцию цен на украинских автозаправках», — говорит директор А-95 Сергей Куюн.
За истекший месяц в опте нефтепродукты подорожали на 9,5%, а в рознице — лишь на 1,5%, говорит Косянчук. Этот факт, по его словам, свидетельствует о том, что розница еще будет отыгрывать рост оптовых цен. При этом сдерживание роста цен означает убытки для трейдеров. «Высокие цены операторам рынка невыгодны даже в большей степени, чем потребителям, — заверяет глава объединения. — У потребителя есть выбор: вместо машины он может пересесть на общественных транспорт, а операторам нужно содержать свою сеть. Поэтому мы работаем в лучшем случае на минимуме дохода, а по февралю месяцу, чтобы вы понимали, рынок понес серьезные убытки в районе 4% от стоимости».
Обуздать цены
Если правительство пойдет по административно-командному пути регулирования рынка, это лишь ненадолго отсрочит повышение цен, уверен Косянчук. «Операторы рынка начнут работать в убыток, и на рынке будет накапливаться так называемое отложенное подорожание. И когда-нибудь это отложенное подорожание рванет в виде замедленной бомбы», — говорит Косянчук.
В противном случае, если цена будет оставаться непропорционально низкой, нефтепродуктов на рынке не будет вообще, уверен глава ассоциации. «Потому что операторам на самом деле будет гораздо проще замотать шланги, чем увеличивать собственные убытки», — допускает эксперт. По его мнению, единственным инструментом снижения цены в пиковые моменты является снижение ставок акцизов.
«Если государст во действительно, а не популистски хочет как-то помочь потребителям, должны быть предприняты шаги, как в прошлом году, когда государство временно понизило акциз на эти вот всплески (цен на нефтепродукты)», — сказал Косянчук.
Весной прошлого года правительство уже опробовало метод снижения акцизов в период экстремального роста цен, и это позволило стабилизировать ситуацию, напомнил Куюн. По его словам, сегодня в себестоимости нефтепродуктов на АЗС Украины около 55% составляет нефть, при этом нефть внутренней добычи покрывает максимум 20% потребностей рынка. Второй по значимости составляющей являются налоги — акцизный сбор и НДС. За последний год акцизный сбор на бензин был повышен на 50%, или на 66 евро за тонну, что эквивалентно 65 коп. за литр. Это стало мощным стимулом роста цен на бензин в 2011 году. На сегодня доля налогов в цене бензинов в среднем составляет 35%, дизтоплива — 22%.
Чиновникам необходимо изучить вопрос дифференцированной шкалы акцизов на бензин, которые бы автоматически снижались в период высоких нефтяных цен и возрастали бы в периоды более благоприятной ценовой конъюнктуры, считает Куюн. Между тем, снижение налогов на ДТ эксперт считает неэффективным с точки зрения снижения цен, поскольку акцизы на этот продукт минимальны. По данным группы А-95, цены на дизтопливо в Украине являются самыми низкими в Европе, так как акцизный сбор на него в 10 раз меньше, чем в среднем по 27 странам Евросоюза (46 евро за тонну против 410 евро за тонну в ЕС).