«Передача их с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц… что может привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК »Нафтогаз Украины«, дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещается», — говорится в документе.
В итоге правительство поддержало эту инициативу.
«Министерство и правительство поддерживают предложение господина Кармазина о принятии законопроекта, о внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса именно в редакции господина Кармазина», — сказал Макуха.
На сегодняшний день законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны. Но вопрос об инвестициях в модернизацию ГТС и вопрос о создании газотранспортного консорциума с Россией требовал решения проблемы с приватизацией или арендой ГТС.
Напомним, идея создания консорциума по управлению ГТС с участием России и ЕС давно будоражит власти Украины. Но необходимость вхождения в эту структуру в России стояла под сомнением.
Эксперты уверены, что теперь вопрос о том, стоит ли России инвестировать в модернизацию украинской ГТС, отпал сам собой. «Тем самым Украина дает понять, что она не отдаст трубу России ни при каких условиях. Кому нужно будет вкладываться в трубу, если она не будет в собственности? Никто же не вкладывается в ремонт чужой квартиры. На самом деле Украине надо было давно согласиться на белорусский вариант — 50% продает сейчас и обсуждает вопрос продажи второй половины, тогда она получит газ по внутрироссийским ценам. Если Рада примет этот законопроект, то труба останется ржаветь и дальше», — комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Напомним, что глава российского газового холдинга Алексей Миллер отмечал, что модернизация ГТС Украины требует больших средств — по разным оценкам, от 2–3 до 7–8 миллиардов евро. В январе он и вовсе заявил, что если Украина считает свою ГТС «историческим сокровищем, то, по-видимому, ее место в музее».
Кроме того, по мнению Константина Симонова, после запуска в полном объеме «Южного потока» украинская газотранспортная система просто не будет нужна. Эксперт напомнил, что в прошлом году транзит газа через Украину составил 100 млрд куб. м, тогда как через «Северный поток» и «Южный поток» потенциально можно будет экспортировать 118 млрд куб. метров газа.
Клюев спешит на помощь
Еще одни новости пришли из СНБО. Не так давно назначенный руководитель этого органа Андрей Клюев заявил, что он в ближайшее время займется спасением отечественной газотранспортной системы.
«Это вопрос национальной безопасности. Цены на газ, цены на топливо — это очень важные вопросы, и их необходимо рассматривать на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Это будет касаться и ГТС, и внедрения новых технологий энергосбережения, и других вопросов энергетической безопасности», — сказал секретарь СНБО Украины Андрей Клюев.
По мнению Клюева, лучшим вариантом модернизации отечественной ГТС был бы вариант создания трехстороннего консорциума с участием представителей Украины, России и Евросоюза. Но, как известно, против вхождения ЕС выступает Россия.