«Европа переживает больше политический, нежели экономический кризис», — приводит его слова в четверг газета L e Soir.

По мнению политика, «невозможно иметь общую валюту без того, чтобы ее могла гарантировать федеральная власть».

«Необходимо федеральное видение (на уровне ЕС), как это было при Коле (Гельмут Коль, экс-канцлер ФРГ) и Миттеране (Франсуа Миттеран, экс-президент Франции). Но Ангела Меркель (канцлер Германии) и Николя Саркози (президент Франции) думают только о своих выборах и общественном мнении», — заметил Верхофстадт.

Он убеждён, что «невозможно продолжать с Европой, которая функционирует на национальном уровне». «Надо сорганизовываться в федеральную Европу. G-8 (»большая восьмерка«) в 2030-2035 годах не будет включать ни одну европейскую страну. Единственный способ быть ее частью, иметь там вес, это будет на уровне ЕС (как организации)», — указал парламентарий.

Под европейским федерализмом имеется в виду большая степень экономической интеграции, осуществляемая наднациональным экономическим правительством, которое будет определять и контролировать финансово-экономическую политику ЕС как единого целого.

Сегодня же финансово-экономическое регулирование в сообществе осуществляется Еврокомиссией, Советом министров экономики и финансов 27 стран ЕС и Еврогруппой в составе министров финансов 17 стран еврозоны.

В качестве первого шага на пути структурных преобразований в ЕС, его членам предложено подписать договор бюдже тной стабильности. При этом страны ЕС, не входящие в еврозону, станут полноправными участниками дискуссий по улучшению правил функционирования монетарного союза.

О намерении присоединиться к договору о бюджетной стабильности уже заявил и 25 из 27 стран ЕС, от подписания отказались лишь Великобритания и Чехия, которые усмотрели в этом угрозу национальному суверенитету.

Договор предполагает систему автоматических санкций за превышение страной дефицита бюджета. Ключевым принципом соглашения станет сбалансированность бюджетов стран-участниц. Этот принцип будет считаться выполненным, если годовой структурный дефицит бюджета страны не превысит 0,5% ВВП. Такое положение страны-участницы договора должны будут внести в свои конституции.

Подписание договора бюджетной стабильности планируется в марте. Он обретет юридическую силу, даже если его подпишут всего 12 стран, желающих в нем участвовать.

Целый ряд стран еврозоны столкнулся с трудностями в рефинансировании суверенного долга в сочетании с ростом бюджетного дефицита. Греция, Ирландия и Португалия были вынуждены согласиться на многомилл иардные кредиты ЕС и МВФ в обмен на жесткие программы экономии. Италия и Испания столкнулись с резким ростом процентов по своим государственным облигациям и проводят собственные реформы в попытке вернуть доверие рынков.