В ходе заседания перевозчики поднимали один из наиболее актуальных для них вопросов – компенсации средств за проезд пассажиров льготных категорий. Так, генеральный директор ОАО «Мариуполь-авто» Георгий Каплан отметил, что с пассажирами социальными службами не ведется разъяснительная работа на тему правильного использования льгот на транспорте, поэтому все считают, что могут пользоваться льготами в любом объеме. «Нужно, чтобы служба социальной защиты регулярно выступала в прессе с разъяснением – сколько раз в месяц пассажир может пользоваться своей льготой на проезд. Например, мы получили разъяснение управления статистики, в котором указано, что участник Великой Отечественной войны может 6 раз в месяц воспользоваться услугой бесплатного проезда (но даже за эти 6 поездок нам государство в реальности компенсирует 10-12%). Но об этом никто из тех, кто пользуется льготами, не знает. Поэтому и возникают конфликтные ситуации между перевозчиком и пассажирами. А люди ездят ежедневно.
Вот, например, у нашего предприятия есть маршрут на Белосарайскую косу, где расположено много дач. И есть у нас пассажир-пенсионер, который ежедневно ездит на дачу кормить свою собаку. И мы его и других льготников возим, несмотря на правила, и несем колоссальные убытки. Кроме того, пассажирам-льготникам выдают специальный талон в службе соцзащиты, в котором автостанции должны ставить отметки о льготном проезде. Но на автостанциях этот талон даже не требуют, а нам говорят, что это мы должны вести запись льготников. Но извините, тогда у меня в автобусе рядом с водителем должен еще секретарь сидеть! Поэтому специализированные службы должны разъяснять этот вопрос населению», — сказал перевозчик.
Георгий Каплан подчеркнул, что из-за несвоевременной и не в полном объеме компенсации за проезд льготников перевозчики несут колоссальные убытки. «За прошлый год только мое предприятие потеряло миллион гривен от невозмещения средств за провоз пассажиров льготной категории. Какое предприятие это может выдержать? О каком обновлении парка, о каком повышении заработной платы может идти речь? Я на предприятие за 5 лет не смог купить ни одного нового автобуса. При этом цены на топливо растут, на коммунальные услуги – растут, налоговые сборы растут… Поэтому сегодня есть два пути – или повышать тариф, или отменять пассажиров льготной категории с условием выделения им адресной дотации на проезд. И тогда любой пассажир, получив дотацию, зайдет в автобус, купит билет и спокойно поедет, и перевозчик при этом не пострадает», — констатировал директор ОАО «Мариуполь-авто».
Игорь Шкиря прокомментировал, что вопрос о компенсации он совместно с перевозчиками постоянно поднимает на правительственном уровне. «Все последние 20 лет у нас действует следующий принцип распределения средств, предназначенный на компенсацию перевозчикам провоза льготной категории пассажиров: из бюджета выделяется сумма — сейчас около полумиллиарда гривен (это без учета средств, которые выделяются из местных бюджетов), в целевом назначении указывается – на компенсацию затрат по перевозке пассажиров льготной категории. При этом нет детализации по видам транспорта. Поэтому изначально большая сумма идет на покрытие затрат железной дороги, хотя и железнодорожникам этих денег не хватает. Также часть выделяется для авиатранспорта и других видов перевозок. То есть для автотранспорта изначально остается «урезанная сумма». Затем эти средства поступают в область и потом распространяются в город и районы. Как распределяются эти дотации? Например, попала такая субвенция в Донецк. Мэр, как лицо, отвечающее за жизнеобеспечение города, прежде всего, компенсирует проезд в электротранспорте и коммунальному транспортному предприятию, которое сегодня существует в Донецке. И его как хозяйственника можно понять. Соответственно, до частного перевозчика сумма уже доходит минимальная», — сказал народный депутат.
Парламентарий констатировал, что в связи с экономической ситуацией в бюджете изначально заложена малая сумма на погашение расходов перевозчиков. «Поэтому мы сегодня решаем вопрос об увеличении средств на компенсацию затрат на перевозку льготных категорий – и в марте мы постараемся внести данные изменения в бюджет. Также мы обратились к вице-премьер-министру Борису Колесникову за содействием, чтобы в этой сумме целевые назначения на автомобильный транспорт были прописаны отдельной строкой», — уточнил Игорь Шкиря.
Руководитель ВААП обратил внимание присутствующих, что «пассажиры автотранспорта, к сожалению, представляют группу населения с доходами ниже среднего уровня, при этом в нашей стране больше всего по сравнению с развитыми державами число льготников». «И компенсации за перевоз таких пассажиров, конечно, перевозчикам не хватает. Несколько лет мы говорим о введении адресной дотации. И вчера в ходе своего выступления в парламенте это акцентировал и Президент Украины Виктор Янукович. В ближайшие месяцы мы внесем законопроект об адресной дотации, у большинства депутатского корпуса есть понимание, что данный закон нужен, поэтому его, надеюсь, парламент поддержит. Вопрос, в каком году он вступит в силу – с 2013 года или с 2014-го, и в каком объеме будет дотация, скажем, на проезд в транспорте, – будет зависеть от анализа бюджета, от рекомендаций профильных экономических и финансовых ведомств», — резюмировал Игорь Шкиря.