Жительница Симферополя Ирина Воронько упала, поскользнувшись на тротуаре по пути с работы. «Подумала — обойдется. Но к ночи стала невыносимо болеть рука, и утром рентген показал трещину в кости». О праве добиваться компенсации ущерба Ирина узнала спустя три дня, но оказалось, что вносить данные о месте падения в медицинскую карту было уже поздно.
В травматологической поликлинике уверяют, что не ведут учет пострадавших от гололеда, но отмечают, что в снежный сезон количество переломов действительно растет. «Если больной желает, мы пишем с его слов, где и как была получена травма. К тому же скорая помощь подтвердит, что больного подобрали именно на этом участке, — объясняет завполиклиникой Бо гдан Исаев. — Но справки для суда обычно берут пострадавшие от укусов домашних животных, а упавшие на льду не обращаются».
Юристы подтверждают, что «гололедные» дела в Крыму — большая редкость. «У нас еще не прижилась американская мода чуть что — идти в суд, — рассуждает правовед Наталья Боголюбова. — Прежде всего вы должны вызвать скорую, снять фото и видео, взять контакты свидетелей. Материальный ущерб составляет сумма, потраченная на лечение, поэтому сохраните все аптечные и больничные чеки. Правда, если медикаменты оплачивает страховая компания, суд может отказать в компенсации. Моральный же ущерб можно оценить в 2 тыс. грн — не больше. Но если вы судитесь не с ЖЭО, а с частной фирмой, иск могут переадресовать организации, с которой они заключили договор по уборке».
Начальник Центрального ЖЭО Евгений Пирогов рассказывает, что получившие травмы горожане еще ни разу не подали в суд на их пре дприятие: «Каждый раз выясняется, что территория не наша, а расположенных по соседству учреждений». Начальник Симферопольской инспекции по благоустройству Сергей Баранов объясняет, что большая часть тротуаров поделена между собственниками и арендаторами прилегающих зданий: «Для жителей частного сектора эта зона составляет 25 м, для предприятий — до 100 м, для сферы торговли и обслуживания — 50 м. И они должны компенсировать стоимость лечения тому, кто травмировался по их вине. Правда, таких случаев я не знаю, но если бы хоть один получил повестку в суд, другие тоже перестали бы только сетовать на власти и начали исполнять свои обязанности».
Автолюбители, пострадавшие от скользких дорог, также имеют право на компенсацию от служб, ответственных за уборку льда и снега.
«Нужно, чтобы в обязательном порядке был составлен акт обследования участка. Если причиной ДТП действительно является плохое его состояние, например, гололед, то инспектор должен обязательно включить в протокол описание этих недостатков и мнение самого водителя о том, по каким причинам случилось ДТП, — объясняет сотрудник пресс-службы УГАИ АРК Николай Астапов. — Потом нужно подавать в суд на дорожные службы. Хотя виноватым могут признать и водителя, например, если он ехал со скоростью 90 км/час на скользкой дороге».
Однако о подобных разбирательствах юристы тоже в этом году еще не слышали.
«Никто не хочет идти в суд, ведь ремонт авто покрывает страховая компания, — объясняет Наталья Боголюбова. — Моральный ущерб может быть таким же, как и при падении пешехода, но получить его будет очень сложно. А вот если вы получили травмы в ДТП, то можно смело идти в суд, опять же, с чеками из аптек и больниц».