Нацбанк: о гривне или хорошо, или вас будут судить
Неужели мы гривну «хороним»? Почему очередная законодательная инициатива Национального банка Украины — профанация, пишет Аргумент.
В конце прошлой недели появилась информация о том, что руководство НБУ хочет добиться запрета на критику его действий и на публикацию прогнозов курса национальной валюты.
Мотивируют эту свою инициативу в Нацбанке тем, что экспертные агентства в последнее время все чаще подвергают критике политику регулятора, направленную на обеспечение стабильности национальной валюты. Поскольку считают, что гривну нужно постепенно девальвировать. Но при этом их, якобы, необоснованные комментарии влекут крайне неблагоприятные последствия для макроэкономической стабильности.
То есть, руководство НБУ полагает, что такие публикации провоцируют появление или усиление недоверия украинцев к национальной валюте. Что может привести к панике и желанию соотечественников перевести свои гривневые сбережения в свободно-конвертируемую валюту. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для стабильности валютного курса и благополучия банковской системы. При этом понятно, что в случае значительной и быстрой девальвации гривны резко возрастет инфляция. И на первом этапе сильно ухудшатся многие другие макроэкономические показатели — динамика реальных доходов населения, промышленного производства, ВВП и т. д.
Бороться же с «возмутителями спокойствия» Нацбанк намерен путем — ни много, ни мало — привлечения их к уголовной ответственности. Если авторы прогнозов девальвации гривны не смогут эти прогнозы убедительно основать какими-то расчетами, тогда извольте в каталажку или платите штраф (о предполагаемых конкретных мерах наказания не сообщается, но коль скоро речь идет об уголовной ответственности, то они могут быть очень суровыми)!
Например, в минувший четверг одно из экономических изданий опубликовало интервью с директором Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерием Геецом, в котором ученый ратует за «незначительную, на уровне 10%» девальвацию гривны в 2012 году. Иначе может быть «значительно хуже», предупреждает ученый.
Напугал авторитетный эксперт Геец соотечественников данным своим высказыванием? Да, наверняка некоторых напугал и, вероятно, подсказал, как им быть с гривневыми сбережениями! А вот если бы сейчас уже действовала законодательная норма, запрещающая подобные валютно-курсовые прогнозы, то господин Геец, надо полагать, поостерегся бы озвучивать на публике такие оценки. А то глядишь, арестуют и отведут к «судье Кирееву».
Интересны в связи с упомянутой инициативой несколько моментов. Во-первых, а как быть с иностранными экономическими экспертами, которые осмелятся провозглашать советы о необходимости девальвации гривны или предскажут ее неизбежность в будущем?
Напомним, к примеру, что еще в октябре 2010 года в ходе инвестиционного форума, организованного группой компаний «Инвестиционный Капитал Украина», всемирно известный американский экономист Нуриэль Рубини порекомендовал украинскому правительству именно провести девальвацию гривны. Что позволило бы, по его мнению, усилить конкурентоспособность украинской экономики.
А ведь нельзя запретить отечественным СМИ сообщать о прогнозах столь авторитетных экономических аналитиков как Рубини? Который, кстати, точно предсказал в свое время дату начала последнего глобального кризиса?
Во-вторых, кто и каким образом будет оценивать справедливость (обоснованность) прогнозов о девальвации гривны? Наверное, украинское правительство и Национальный банк?
Представим себе, что в суде ответчик сошлется на вышеприведенные оценки ученых Гееца и Рубини. А на другой чаше весов будут утверждения премьера Николая Азарова и главы Нацбанка Сергея Арбузова, что стабильности гривни ничего не угрожает. Кому верить? Это «независимому» украинскому судье достанется право выбирать, кто из вышеперечисленных авторитетов более компетентен?
Даже студентам начальных курсов экономических вузов понятно, что имеющиеся сегодня тенденции однозначно указывают на растущее девальвационное давление на гривну.
В частности, отрицательное сальдо торговли товарами за январь — ноябрь 2011 года достигло 12,8 млрд долларов (рост в 1,6 раза). На удержание гривны от девальвации израсходовано валютных резервов в июне 2011 года 1 498 млн долларов, в июле — 269 млн долларов, в августе — 988 млн долларов, в сентябре — 1 975 млн долларов, в октябре — 1 483 млн долларов, в ноябре — 703 млн долларов (суммарно — 6 918 млн долларов). Международные резервы Украины уменьшились за сентябрь-декабрь прошлого года на 6 411 млн долларов Промышленное производство в прошлом месяце ушло в минус по сравнению с декабрем предыдущего года на 0,5% — это впервые с 2009 года.
Еще за последние четыре месяца прошлого года девальвировали к доллару: евро — на 9%; российский рубль — на 9,4%; турецкая лира — на 9,8%; польский злотый — на 16,5%. А белорусский «зайчик» в 2011 году рухнул в 3 раза. И все это тоже толкает гривну к девальвации.
Все перечисленные доводы также не покажутся Нацбанку достаточно убедительными свидетельствами того, что существуют не просто риски, но даже необходимость (для украинской экономики) девальвации национальной валюты?
В-третьих, руководство Нацбанка сейчас наступает на старые грабли. Напомним, еще в 2006 году тогдашний президент Виктор Ющенко издал указ — «О мерах по усилению защиты прав граждан, являющихся вкладчиками банков, а также других клиентов банков, и обеспечению стабильности в банковской сфере» (18 июля 2006 года, № 624/2006).
В этом документе президент предписывал Нацбанку принимать меры по:
«недопущению формирования в обществе негативного ожидания относительно уровня инфляции, валютного курса и состояния банковской системы; оперативному реагированию на информацию в средствах массовой информации о ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках, которая не отвечает действительности, может дестабилизировать ситуацию на рынке банковских услуг, негативно повлиять на интересы клиентов банка и ослабить уровень доверия населения к банковской системе Украины».
В общем, почти всё то же самое, чего хочет сейчас добиться и нынешнее руководство Нацбанка. Лишь об уголовной ответственности дело не шло.
Однако ничего толкового от этого указа Ющенко не вышло. Политики и общественность его раскритиковали (высмеяли). А экономические эксперты и журналисты как писали, что считали нужным, так и продолжали писать.
Столь же плачевно, скорее всего, закончится и данная инициатива НБУ. Более того, информация о ней наверняка окажет прямо противоположный эффект. Поскольку каждому понятно, что раз Нацбанк хочет срочно добиться, чтобы о перспективе гривны писали лишь позитивные прогнозы или не писали вообще никаких, то это значит — дела у национальной валюты плохи.
Как утверждает известная народная мудрость — о покойниках или хорошо, или ничего!
Кстати, покойный острослов, бывший посол России в Украине Виктор Черномырдин является автором знаменитого афоризма: хотели как лучше, а вышло как всегда. Думается, теперешняя инициатива Нацбанка — это именно тот случай.