Снижение Национальным банком Украины (НБУ) 23 января 2012 года ставок «овернайт» на 0,25% повлияет на снижение процентов по кредитам. Эксперты утверждают, что НБУ был вынужден снизить ставки рефинансирования из-за изменения показателя инфляции, достигшего уровня 4,6%. Банкиры считают, что своим решением регулятор дал первый знак рынку о смене жесткой монетарной политики, поэтому в ближайшем будущем можно ожидать снижения остальных процентных ставок.
Так, ставки Нацбанка по кредитам «овернайт» под обеспечение облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) были снижены с 9,25% до 9%, а «овернайт» без обеспечения — с 11,25% до 11%. При этом учетная ставка НБУ была сохранена на уровне 7,75%. Напомним, последний раз НБУ менял ставки по активным операциям 8 октября 2010 года, тогда ставки «овернайт» под обеспечение были повышены с 8,75% до 9,25%, а без обеспечения — с 10,75% до 11,25%.
Нацбанк сам себя загнал в ловушку
Как объяснил «Минфину» экс-замглавы НБУ Сергей Яременко, последние 3 года НБУ вел жесткую монетарную политику для удержания курса гривны и инфляции, которая начала негативно влиять на экономику Украины. По словам господина Яременко, такая политика Нацбанка загнала его в «ловушку», так как регулятор лишился «длинных» денег и, соответственно, возможности кредитования. «Таким образом, регулятор находится на перепутье: с одной стороны он понимает, что надо придерживаться ранее установленной политики, с другой стороны видит, что эти правила не работают и необходимо предпринимать какие-то меры, — объяснил он. — Максимум на что он решился, это снизить ставки «овернайт», которые на данный момент важны для поддержания краткосрочной ликвидности, то есть для удержания в стабильном состоянии банковской системы».
Что кроется за решением НБУ?
Как рассказал «Минфину» управляющий партнер ИК «Капитал Таймс» Эрик Найман, смягчить монетарную политику НБУ позволила низкая инфляция. «Действия регулятора поспособствуют увеличению спроса на ОВГЗ с последующим шагом перезапуска кредитования» — отметил он. По его словам, традиционно в Украине связь между действиями Нацбанка и финансовыми рынками немного разорвана, но «в долгосрочной перспективе можно ожидать некое облегчение».
С ним соглашается президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Регулятор был обязан снизить ставки, в связи с изменениями показателей инфляции в Украине, которые достигли 4,6%» — добавил он. При этом, по словам господина Охрименко, согласно действующей нормативно-правовой базе, НБУ также должен был снизить учетную ставку до того же уровня или хотя бы до 5%. «Но подобные действия в нынешней ситуации невозможны, так как регулятор учетную ставку пока не трогает. Он просто снижает ставки по рефинансированию с учетом изменения инфляции», — сказал аналитик.
Со своей стороны господин Найман считает, что уровень учетной ставки не обязательно должен достигать показателей инфляции. «Если говорить о потребительской инфляции, то учетная ставка должна быть выше ее уровня. Но не стоит забывать о том, что инфляция в промышленности намного выше, поэтому не стоит ориентироваться только на потребительскую», — отметил он.
Нацбанк держал учетную ставку на уровне провозглашенной инфляции, которая составляла около 8%. А тот факт, что сейчас этот уровень понизился до 4,6% настораживает, так как в подобных условиях предприятия теряют свою рентабельность. «Поэтому Нацбанк боится опустить учетную ставку, чтобы не допустить «складывания» коммерческих банков по ликвидности, он объявил по доступности по «овернайту», — объяснил Сергей Яременко.
В то же время директор департамента казначейства и финансовых институтов «VAB Банка» Сергей Борисов вовсе считает, что сегодня изменять учетную ставку нет смысла, поскольку Нацбанк к ней не привязан. «Изменение учетной ставки никак не повлияет на стоимость денежных ресурсов на банковском рынке», — подчеркнул он.
Нацбанк меняет жесткий курс?
Банкиры утверждают, что снижение ставок по кредитам «овернайт» существенно не отобразится на внутреннем денежном рынке. «Поскольку банки занимают это средство на ночь, а на следующее утро его возвращают, нет никакой возможности использовать средства для активных операций с точки зрения ликвидности либо какого-то кредитования», — подчеркнул Сергей Борисов. Между тем он отметил, что «скорее всего, это попытка НБУ продемонстрировать его желание в будущем изменить процентные ставки в сторону понижения. Таким образом, нам, возможно, следует догадаться, что свою дальнейшую денежную политику Нацбанк попытается проводить исходя из этой концепции».
При этом Александр Охрименко отмечает, что за весь 2011 год Нацбанк фактически не предоставлял кредиты банкам. «Если посмотреть результаты проведенных операций НБУ по регулированию ликвидности банков, то увидим, что он выдавал копеечные суммы и фактически не предоставлял им кредиты на рефинансирование, — отметил он. — Чтобы ощутить результат, следует рефинансировать глобально, выдавая каждый день десятки миллиардов. Таким образом, если бы регулятор снизил ставку до 3%, это никак не повлияло бы на рынок».
Господин Найман считает, что снижением ставок по кредитам «овернайт» НБУ может облегчить доступ к кредитованию, привести к понижению процентных ставок по кредитам и депозитам. «Понятно, что такой вариант мы рассматриваем как долгосрочную перспективу. Но первые сигналы уже прозвучали», — отметил он.
Елена Куцая