Традиционно греки относятся к архитектурным ценностям крайне трепетно — античные постройки оберегаются влиятельным Центральным советом по археологии, который ранее допускал туда только ученых. Фотографии этих живописных развалин нечасто появлялись даже на страницах путеводителей — официальные кадры стоили очень дорого.
Ограниченным было и их использование в мировом кинематографе. Например, в Акрополь были допущены только Фрэнсис Форд Коппола, снимавший там финальные кадры своей киноновеллы «Жизнь без Зои» и звезда кинокомедии «Моя большая греческая свадьба» Ниа Вардалос, использовавшая дворец в качестве декораций к сиквелу этого фильма «Жизнь в руинах». Чтобы убедить власти выдать разрешение, «потребовалось чертовски много сил и времени», призналась она позднее журналистам.
Однако в свете тотальной экономии, вызванной долговым кризисом, греки решили, что архитектурное наследие прошлого — один из главных национальных брендов — недостаточно известно за рубежом, да и прибыли могло бы приносить больше. А потому Акрополь, храм Аполлона в Дельфах и храм Посейдона на мысе Сунион решено сдавать в аренду кинематографистам и рекламным агентствам. При этом, чтобы привлечь новых клиентов, власти Греции резко снизили расценки — теперь они начинаются от 1,6 тыс. евро за съемочный день против 5 тыс. евро в 2005 г., сообщает Bloomberg. Расценки для фотографов снижены с 300 до 200 евро в день, стоимость использования фотографий в печатной продукции — со 100 до 30 евро.
«Это будет для нашей же пользы, если мы покажем то, что просто-таки должно быть показано», — цитирует Guardian бывшего министра финансов Греции Стефаноса Маноса.
Однако идея властей пришлась по душе не всем: общественность опасается, что национальное достояние окажется во власти богатых иностранцев. Этого не случится — ни одна компания или частное лицо не получат эксклюзивных прав на архитектурные сокровища, попытался успокоить сограждан министр культуры Павлос Геруланос. Его можно понять: бюджет возглавляемого им министерства в прошлом году был урезан на треть, и за счет гонораров от «киноделов» он рассчитывает закрыть образовавшуюся брешь.
«Помимо доступа к историческим местам в первую очередь киношников привлекает возможность оптимизации бюджета за счет различных налоговых стимулов и вычетов. Деньги здесь решают все. Если у Греции будут разработаны методы налогового и финансового стимулирования, это привлечет съемочные группы. Сам по себе доступ к памятникам архитектуры такого всплеска не даст. Практика показывает, что в эпоху компьютерных технологий можно нарисовать любую картинку, поэтому финансовый аспект выходит на первый план», — пояснила РБК daily директор международного департамента фонда кино РФ Елена Романова.
Напомним, 20 января с.г. стало известно, что Греция и частные финансовые институты, которым принадлежат греческие гособлигации, предварительно согласовали параметры обмена бондов, направленного на облегчение долгового бремени Афин. Кредиторы обменяют греческие госбумаги на новые 30-летние облигации с переменной ставкой купона — от 3,10% до 4,75% годовых. Предполагается, что купон будет возрастать постепенно, в зависимости от темпов роста экономики Греции.
Условия обмена предусматривают «прощение» Греции 50% от основного долга по облигациям. Списание будет осуществлено путем выплаты инвесторам 15% от номинальной стоимости старых облигаций и передачи им новых бондов с номиналом в 35% от старых бумаг.
Отметим, в 2009 г. Греция оказалась перед лицом крупнейшего финансового кризиса из-за чрезвычайно высоких долгов Афин перед правительствами других стран. В мае 2010 г. МВФ и Евросоюз выделили греческим властям кредитную линию в размере 110 млрд евро. В июле 2011 г. на экстренном саммите еврозоны было принято решение о предоставлении Греции второго пакета финансовой помощи сверх действовавшей программы.