Первое — проблема роста дефицита бюджета США, который формирует спрос на американские бонды, и соответственно на доллар как валюту покупки. Во-вторых, предвыборная компания в США всегда сопровождается политикой сильного доллара (исключение — выборы Джорджа Буша Мл.). Третье — ФРС пока не собирается включать Q3.Четвертое — неплохая макростатистика по США вызывает интерес к рисковым активам основных индексов в долларах. Так что доллару пока не на чем падать, соответственно — остальным валютам расти против доллара, так как ЕС и Британия имеет собственные проблемы.

В слабо укрепляющемся долларе больше позитива, чем негатива. Нефть не сможет разогнаться в росте после решения вопросов по эмбарго против Ирана и Сирии. Правда, здесь проблемы останутся, опять-таки, в интересах РФ. Кроме того, золото не сможет сильно подняться, а валюты евро и рубль не смогут расти на сильном долларе, что полезней и для ЕС, и для Украины.

«Масла в огонь подливает» и UBS, рекомендуя покупать доллар в 2012 году. Инвесторам советуют занять бычью позицию по отношению к доллару в этом году. Поскольку фондовые рынки США опережают зарубежные рынки по процентным ставкам, то менеджеры американских фондов могут развернуть такую диверсификацию, длящуюся десятилетие. Плюс управляющие резервами центральных банков и государственные инвестфонды также сокращают или даже разворачивают диверсификацию с выводом средств из доллара.

Доля доллара в мировых золотовалютных резервах выросла

Политика Обамы — «между ростом госдолга и стимулированием экономики США» — с учетом начала предвыборной компании благоприятствует росту спроса на доллар. До достижения прежнего лимита остается 100 млрд долларов, и Обама попросил конгресс США увеличить потолок госдолга еще на 1,2 трлн долларов, так как для выполнения обязательств государства требуется увеличение заимствований. Это является формальной процедурой, договоренность о которой была достигнута еще в августе при переговорах администрации американского президента и конгресса по потолку госдолга. Ожидается, что конгресс одобрит очередное увеличение госдолга в ближайшее время. Кроме того, США разместили гособлигации с рекордно низкой доходностью в 1,90%. Переподписка составила 3,19 раза против 3,15 раза в рамках четырех аналогичных размещений, состоявшихся ранее. Доходность десятилетних US Treasuries снизилась сразу на шесть базисных пунктов — до 1,91%.

Бараку Обаме приходиться учитывать, что внешнеторговый дефицит США в ноябре, который вырос на 10,4% до 47,8 миллиардов долларов, может привести к тому, что экономисты пересмотрят свои оценки валового внутреннего продукта в сторону понижения в четвертом квартале с уровня 3,2% годовых, по сравнению с 1,8% в третьем квартале.

В США нужно создавать минимум 150 тыс. рабочих мест в месяц, чтобы только стабилизировать уровень безработицы. Поэтому, Обама поддержит компании, создающие рабочие места в Америке. «Представлю предложения по налоговой поддержке компаний, создающих рабочие места на родине и инвестирующих в Америку, и по ликвидации налоговых льгот для тех компаний, которые уводят рабочие места за границу», — сообщил он. Теперь в США от граждан требуют добровольно раскрыть оффшорные счета укрытые за границей с целью уклонения от налогов. Поэтому налоговые вопросы в ближайшие месяцы останутся центральной темой переговоров администрации США с конгрессом.

Если учесть, что США и другие страны действительно находятся на ранней стадии цикла сокращения доли заемных средств, и что спад, вызванный большими долгами и чрезмерным использованием левериджа (сначала в частном секторе, а затем в государственном балансе), потребует длительного периода меньших трат и большей экономии, есть хвостовые риски, которые делают инвесторов, корпорации и потребителей сверхосторожными. В результате, предприятия, потребители и инвесторы имеют сильный стимул выжидать и предпринимать мало действий.

Когда большое количество людей ожидает, а не действует — увеличивается тот самый риск, которого они пытаются избежать

В результате — располагаемый доход скромно растет, несмотря на стагнацию реальных зарплат в основном в результате снижения налогов и трансфертных платежей. Это не может быть устойчивым: в конце концов, трансфертные платежи должны быть сокращены, а налоги — увеличены, чтобы сократить бюджетный дефицит. Если оправдаются «медвежьи перспективы» экономического роста в США, то можно ожидать, что ФРС проведет очередной раунд количественного смягчения. Но ФРС также сталкивается с политическими ограничениями, и красноречивое меньшинство ФРС в Федеральном комитете по открытым рынкам, устанавливающем ставки, выступит против дальнейшего ослабления. Со своей стороны, в ФРС США ожидают, что экономика будет расти неровными темпами в 2012 году. Федеральная резервная система оставила процентные ставки без изменений и рекомендовала сохранить процентную ставку без изменений на уровне 0,75%. Кроме того, ФРС продолжает удерживать процентные ставки по краткосрочным фондам вблизи нуля, чтобы стимулировать расходы и экономику. Хотя перспективы несколько улучшились, руководители ФРС ожидают, что экономический рост продолжит оставаться постепенным и неровным в предстоящие кварталы на фоне дальнейшего роста потребительских расходов и розничных продаж. Но условия на рынке труда и рынке жилья по-прежнему являются источником опасений.Банки должны будут оценивать, по меньшей мере, один раз в месяц, сколько им нужно ликвидности на 30, 90 дней и на год вперед в условиях стрессов на рынках.

Не стоит забывать и о том, что ФРС в ночь на среду 21 декабря озвучил общий план ужесточения требований к крупнейшим американским банкам в попытке укрепить финансовую систему против будущих кризисов меры «о финансовом надзоре, включают новые правила для капитала и ликвидности банков и будут реализованы в два этапа».

В основе первого этапа лежит план стресс-тестов, объявленный ФРС еще в ноябре. Американские банки с активами свыше 50 млрд долларов должны пройти экзамен и доказать, что достаточность капитала первого уровня у них не ниже 5%.

Второй этап — реализация международных банковских стандартов «Базель III», которые требуют доли капитала первого уровня не ниже 7%, а для ряда фирм со сложной структурой — 9,5%.

По плану ФРС, банки должны будут оценивать, по меньшей мере, один раз в месяц, сколько им нужно ликвидности на 30, 90 дней и на год вперед в условиях стрессов на рынках. Кредиторы должны будут иметь достаточно ликвидности для покрытия 30 дней операций при турбулентности на рынках, чтобы у финансовых компаний было достаточно капитала и ликвидных активов на «черный день».

Закон Додда Франка, подписан президентом Обамой 21.10.2010 года предусматривает самую серьезную реформу Уолл-Стрит, вступил в силу 15 июля 2011 года и должен обеспечить финансовую стабильность США при помощи улучшения прозрачности и учета, исключения ситуации «too big to fail», когда за спасение банка платят налогоплательщики, защиты потребителей финансовых услуг от недобросовестной практики банков и т. д.

Причины роста доллара усиливаются незавершенностью модели преодоления дисбалансов в ЕС

К концу января 2012 года Европа только готовиться подписать налогово-бюджетный пакт (самое позднее — в феврале). Саркози надеется завершить переговоры касаемо европейского налогово-бюджетного пакта к концу марта. Новый фискальный договор позволит странам-участницам увеличивать бюджетный дефицит выше нормы в случае сильного экономического спада в регионе без автоматического наступления санкций на основе договора, предполагающего ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемами госдолга. В рамках нового союза предлагается ввести автоматические санкции против стран, дефицит бюджета которых превысит 3% ВВП.

Ключевым принципом нового договора станет сбалансированность бюджета стран-участниц, если годовой структурный дефицит страны не превысит 0,5% номинального ВВП. Страны же с госдолгом значительно ниже 60% ВВП могут иметь больший дефицит, однако допустимый уровень в проекте не разъясняется.

Помимо этого, Германия готова предоставить больше средств постоянно действующему фонду спасения еврозоны, когда он откроется позднее в этом году. Франция готова первой в ЕС ввести налог на финансовые транзакции. А Министр финансов Германии подготовил меры для того, чтобы обойти правило об ограничении госдолга в условиях финансового кризиса и попыток спасти банки. Остается нерешенной ситуация в экономике Италии, которая несет наибольший риск для устойчивого развития еврозоны. И индикатором некредитоспособности станет резкое увеличение спрэда доходности между ее гособлигациями и бумагами ФРГ, которые считаются базовыми для региона. Способность страны расплачиваться с кредиторами в 2012 году будет определяться спрэдом в 150 базисных пунктов и экономическим ростом в 1,5%. Если спрэд сохранится шире 400 базисных пунктов, а экономика страны не будет расти, то Италия потеряет свою кредитоспособность.

ЕЦБ считает, что сокращение госрасходов приводит к замедлению экономического роста

Оставляя ключевую процентную ставку без изменений на уровне 1%, ЕЦБ заявив, что в экономике еврозоны были «некоторые признаки стабилизации». Давление в виде зарплат, расходов и цен должно остаться умеренным, а темпы инфляции — соответствовать ценовой стабильности в горизонте политики. Кроме того, инфляция в зоне евро будет превышать целевой ориентир ЕЦБ в 2% на протяжении нескольких месяцев, а затем снизится ниже этой отметки.

В ЕЦБ по-прежнему ожидают, что экономическая активность в зоне евро восстановится, хотя и очень постепенно, на протяжении 2012 года, благодаря глобальному спросу, очень низким краткосрочным процентным ставкам и тем мерам, которые были приняты для поддержки финансового сектора. Государства же должны разрабатывать надежные программы, а банки усиливать собственный капитал, чтобы усилить доверия к себе. Это создаст наилучшую базу для экономического роста.

Сегодня уже есть признаки позитивных изменений в европейском банковском секторе. «Многие банки удержали прибыль с целью увеличения резервов капитала, также, было произведено несколько выпусков акций».

Главное основание перспектив восстановления ЕС уже в 2012 — это открытая ЕЦБ в прошлом месяце трехлетняя программа финансирования для банков помогла успокоить опасения рынков относительно банковской системы еврозоны. Они поддерживают доверие к экономике валютного блока, показывающего признаки стабилизации. «Высокий спрос в ходе первой трехлетней операции рефинансирования указывает на то, что наши нестандартные меры вносят существенный вклад в улучшение условий финансирования для банков и тем самым поддерживают финансовую систему и доверие». В декабре ЕЦБ выдал банкам трехлетние кредиты почти на полтриллиона евро ради борьбы с кризисом долгов в еврозоне и планирует совершить вторую операцию в феврале.

Европейский центральный банк рассматривает возможность значительного смягчения правил, касающихся активов, которые он будет принимать от проблемных банков в обмен на кредиты. Если разрешить банкам еврозоны использовать непогашенные кредиты в качестве залога для займов у ЕЦБ, это увеличит пул доступных средств на 11,7 триллионов евро. Эта инициатива будет обсуждаться на заседании правления ЕЦБ 26 января.

Президент Франции Николя Саркози призвал банки использовать дешевые трехлетние кредиты для покупки суверенных облигаций слабых экономик еврозоны, а итоги аукционов бондов в Испании и Италии показали, что его советам могли последовать.

«Чем больше времени проходит, тем больше мы видим сигналов о том, что это была эффективная мера. Это решение предотвратило кредитное сжатие, которое иначе было бы гораздо серьезнее».

У евро есть только квартал на снижение

До марта, пока Пакт не будет подписан, несмотря на высокую ликвидность, банки еврозоны по-прежнему предпочтут не гнаться за прибылью и не одалживать друг другу, а вкладывать деньги в ЕЦБ, хотя его ставка 0,25% — ниже рыночной.

Только тогда совместные действия европейского центробанка и европейских банков помогут банковскому сектору региона справиться с высоким уровнем задолженности, которую необходимо погасить в 2012 году, и восстановить доверие инвесторов.

Пока же, объем средств, размещенных банками Европы на депозитах overnight в ЕЦБ, подскочил 9 января 2012 года до рекордных за всю историю 463,57 млрд евро, что указывает на наличие излишков ликвидности в финансовой системе еврозоны, тогда как участники рынка опасались ее недостаточности.

Банки продолжат избавляться от неликвидных активов и сокращать долговое бремя в этом году, однако их возможности по реализации неликвидных активов, вероятно, будут весьма ограниченными ввиду избытка аналогичных предложений.

В стрессовые периоды банки должны будут использовать свой пул ликвидных активов и, таким образом, временно упасть ниже минимальных требований. Банкам будет разрешено опускаться ниже минимального уровня ликвидности, установленного мировыми регуляторами, чтобы они могли избежать трудностей с денежными потоками. Эта мера, известная как коэффициент покрытия ликвидности, должна обеспечить наличие у кредиторов достаточного количества легко реализуемых активов, чтобы помочь им пережить тридцатидневный период ужесточения условий кредитования. Она входит в рамки Базельского соглашения, призвана предотвратить повторение финансового кризиса 2008 года и вступит в силу в 2015 году. Новое правило может ограничить выдачу кредитов, заставляя их копить наличные средства и покупать государственные облигации.

Сегодня же Европейские банки недостаточно сильны для того, чтобы выдержать дефолт по суверенному долгу. Итак, Рычаг преодоления дисбалансов в ЕС должен прийти в состояние равновесия и, приносить не ранее марта и тогда Европейская экономика может:

— или получить отсрочку от своего долгового кризиса;

— или начать процесс восстановления экономического роста, что и послужит катализатором преодоления долгового кризиса.

Падение же курса евро по отношению к доллару на 10% с конца октября на фоне смягчения финансовых условий только помогают политическим лидерам в борьбе за восстановление доверия инвесторов к рынкам акций региона.