С инфляцией в стране «напряжёнка», — эксперт
Какой может быть ценность плана или расчета, если факт оказался другим, и вообще, стоит ли хвалить или ругать в этом случае тех лиц, которые этот план выполняли? Об этом пишут Банки.ua.
В бытность мою студентом я изучал такой очень советский предмет, как планирование народного хозяйства. И тогда один из профессоров, преподававший в моем вузе, сказал очень умную мысль, которую я запомнил на долгое время: «Если фактические цифры существенно отличаются от плановых, то это или планировщик профан, или мы что-то делаем неправильно».
А ведь, действительно, был прав этот представитель советской профессуры!
Вот так и с нашей инфляцией в 2011 году. Согласно разработанному в 2010-м прогнозу НБУ, инфляция в 2011 году должна была бы составить 10% плюс-минус 1%. Именно такой показатель озвучивали и представители Министерства финансов в 2010-м. Именно этот показатель был заложен при расчете экономических показателей в госбюджет-2011. В меморандуме МВФ тоже указывался уровень инфляции на 2011 год около 9,3%. Но все оказалось не так, как планировали.
По итогам 2011 года индекс инфляции составил всего 4,6%. Это фактически показывает, что все эти прогнозы были ошибочными априори. А может, не прогнозы ошибочные, а расчеты инфляции уж слишком оптимистические?
Невозможно достоверно проверить объективность расчета индекса инфляции. Это достаточно сложный показатель и требует на самом деле больших затрат труда многих людей. В то же время полученный результат индекса инфляции вызывает ряд вопросов, которые можно было бы задать и попытаться получить ответ.
Если при расчёте госбюджета на 2011 год использовали прогнозный индекс инфляции на уровне 9%, а в итоге он получился в два раза меньше, то, согласно всем канонам экономической теории и практики, госбюджет должен был бы переживать катастрофический недобор налоговых поступлений. Показатель инфляции напрямую увязан с доходами компаний и прежде всего с НДС. Поэтому снижение инфляции автоматически снижает и рост прибыли компаний, и уменьшение поступлений от НДС. Но, по данным Государственной налоговой администрации, в этом году имеет место перевыполнение плана сбора налогов почти на 10%. Это противоречие вряд ли смогут объяснить нобелевские лауреаты. Как можно при замедлении инфляции в два раза от плана выполнить план и еще его превысить?!
Если и правда инфляция в 2011 году составила 4,6%, то Нацбанк, с учетом замедления экономики страны, обязан снизить учетную ставку хотя бы до 5%, а не удерживать ее на уровне 7,75%. Хотя в нашей стране учетная ставка НБУ мало влияет на стоимость денег.
Куда более важными являются ставки, по которым Центробанк дает банкам рефинансирование. В этом случае регулятору было бы куда более правильно рефинансировать банки не под 9,25—11,25%, а под 4,25—6,25%. Ведь инфляция в стране низкая? Но этого не происходит. Наоборот, стоимость денег в Украине находится на достаточно высоком уровне.
Возьмем другой показатель. Если исходить из того, что инфляция составляет 4,6%, тогда и ставки по депозитам в гривне должны быть на уровне 5%. Так или приблизительно так происходит в нормальных странах. Но в Украине ситуация несколько другая — ставки по депозитам в гривне только растут. И, согласно официальным данным НБУ, средние ставки по депозитам в гривне на срок 12 месяцев — больше 15%.
Эта разница в 10 процентных пунктов очень четко выявляет тот факт, что люди немного иначе оценивают стоимость жизни в стране. И, скорее всего, было бы нереально сейчас агитировать население размещать деньги в банке по ставке 5%, аргументируя это низкой инфляцией.
Кому нужна эта «низкая» инфляция? Вопрос довольно-таки странный. Население вряд ли поверит, что цены в 2011 году не росли в Украине. Бизнес уже давно не доверяет ни цифрам, ни декларациям. Зарубежные инвесторы, может быть, и поверят в эту цифру, но, когда посмотрят на другие показатели, будут очень удивлены и наверняка получат еще один повод насторожиться.