Полвека назад Нобелевский лауреат Элиас Канетти в книге «Толпа и власть» писал: «Тайна есть самая сердцевина власти». Вполне возможно, что в основе невероятной интеллектуальной власти Стива Джобса над современниками лежит, в том числе, и умение создавать и раскрывать тайны.
Другим ключом к успеху Джобса принято считать его перфекционизм и внимание к деталям. Он был настолько помешан на эстетике всех изделий Apple, что пытался даже внутренности компьютера сделать художественным объектом. Требовал, чтобы провода в «начинке» Macintosh были всех цветов радуги — как на тогдашнем логотипе компании. Инженерам не без труда удалось внушить ему, что это будут непроизводительные расходы.
Для изобретателя и бизнесмена, который настолько опередил свое время, Джобс был в чем-то очень консервативным человеком. Когда ему диагностировали рак, он девять месяцев пытался избавиться от смертельной болезни с помощью собственной диеты. Когда отдал себя в руки традиционной медицины, было уже поздно. Впрочем, об этом уже тоже столько всего написано.
Все последние годы он не расставался с мыслью о смерти, находя в ней не источник жалости к себе, а силы для реализации того, ради чего пришел в этот мир. О чем сам сказал в 2005 году в своей знаменитой речи в Стэнфордском университете: «Не забывать о том, что тебе придется умереть, — лучший из известных мне способов избежать ловушки думать о том, что тебе есть что терять».
Образы 2011: уход Стива Джобса
За последние три месяца 2011 года, начиная с 5 октября, дня смерти Стива Джобса, о нем написано едва ли не больше, чем за предыдущие 56 лет, что ему было отмерено прожить. В конце года все ведущие мировые СМИ поместили имя Джобса в верхнюю часть списков наиболее важных людей и событий. Мгновенно вышедшая посмертная биография стала международным бестселлером, в том числе, в России, пишет Вfm.ru.
Из всех смертей, случившихся в этом году, уход из жизни Стива Джобса, как это ни парадоксально звучит, — очевидно, одно из самых светлых событий: столько он успел сделать и такое гигантское наследие оставить после себя. В таких случаях оставшимся жить остается долг памяти и благодарности.
А вспоминать, конечно, есть что. Джобс прожил невероятно спрессованную во времени жизнь, особенно если учесть, что главные события и успехи в ней пришлись на последние десять лет — с того момента, когда в 2001 году на рынки вышел первый iPod.
Он, несомненно, был фанатиком своего дела. В 2009 году, едва отойдя от наркоза после тяжелой операции по пересадки печени, активно подключился к работам, связанным с его детищем iPad. Будучи фанатиком сам, требовал такого же фанатичного отношения к работе от окружающих. За это многие подчиненные считали его диктатором. Джобс запретил приносить на работу домашних животных и курить не только в офисе, но даже на парковке Apple.
Но пуще всего он проявлял жесткость, граничившую с жестокостью, в отношении тех, кто не умел хранить корпоративные секреты. Стив Джобс не без основания полагал, что завеса тайны, окружающая все новинки Apple, создает ее продуктам тот ореол исключительности, который сделал ее первой технологической компанией мира.