Вторая волна всемирного экономического кризиса накрывает Украину не так резко и шумно, как в 2008-м. Но бесчисленные вывески «Аренда» на офисных зданиях в центрах крупных городов указывают на стойкую тенденцию к сворачиванию деловой активности. В этих условиях бизнесменам крайне важно уловить актуальные для деловых кругов тренды, чтобы быть адекватными ситуации. Либо же осознанно идти против течения.
Возвращение в политику
Одной из главных тенденций в деловых кругах 2011 года стал рост оппозиционных настроений. В инициативы правительства все чаще возвращается идеология, давно получившая грустное название «азаровщина». Это привело к серьезному разочарованию предпринимателей властью. И если в посткризисных 2009-2010 гг. бизнесмены в своем большинстве говорили о перспективе прихода в политику с неким пренебрежением, то в 2011-м ситуация изменилась. Правда, мощный политический проект, который мог бы качественно вобрать в себя эти протестные настроения, так и не появился. Небольшие партии, пределом мечтаний которых станет преодоление 5%-го барьера на осенних парламентских выборах, смогут получить спонсоров и новых активных лидеров.
Показательным является пример совладельца группы компаний «XXI Век» Льва Парцхаладзе. В 2010 году он со словами «мы больше ничего не можем друг другу дать» покинул политический проект Виталия Кличко. Но сегодня признается, что ему снова интересна политика, и готовится принять участие в выборах в Верховную Раду. «Человек не всегда может эффективно делать три дела одновременно, — говорит Парцхаладзе. — Быть лидером партии, возглавлять общественную организацию и вести бизнес — это очень сложно. Нужно заниматься либо одним, либо другим». И это не очень хорошие новости для «XXI Века». Похоже, именно «возвращенцы» из бизнеса в политику станут основными персонажами избирательных кампаний на мажоритарных округах. Новую генерацию кандидатов в депутаты дадут и общественные движения, которые развились в 2011 году после предпринимательского Майдана, протестовавшего против правительства осенью 2010 года. Один из его организаторов, глава Центра содействия предпринимательской деятельности Александр Данилюк, отмечает, что большинство активистов Майдана не склонны поддерживать ни власть, ни лидеров оппозиции. Хотя спрос на координаторов массовых акций протеста предпринимателей очень большой: «Были люди и с Банковой, которые обещали »нарезать« минимум два-три мажоритарных округа, где обязались обеспечить нам победу. Поступали и предложения, не связанные со »сдачей«. У нас были переговоры по поводу политических проектов с Николаем Катеринчуком. Их он инициировал лично. Общение на этот счет было с Натальей Королевской. Последние предложения, которые озвучивались, прозвучали от БЮТ. Они предлагали места в парламенте в обмен на нашу поддержку».
Модернизированное рейдерство
Еще одной примечательной тенденцией 2011 года стало так называемое рейдерство по согласию. Огромное количество компаний в Украине сменило хозяев под давлением людей из окружения нынешнего руководства страны. Получая звонок от влиятельной персоны с настоятельной просьбой продать предприятие, многие бизнесмены понимали, что сопротивление бесполезно. В итоге захват активов происходил без традиционных атрибутов рейдерской атаки («маски-шоу», суды, дискредитация в прессе). Внешне все выглядит как стандартная сделка по слиянию-поглощению. Правда, в очень многих случаях о смене реальных хозяев компании до сих пор знает только очень ограниченный круг лиц. Ну а те, кто отдать бизнес «по согласию» отказывается, может сполна прочувствовать на себе прелести силового захвата.
В ряде случаев именно после «маски-шоу» хозяева предприятий шли на компромисс, а встревоженным СМИ предпочитали объяснять появление отрядов «Беркута» в своих офисах или магазинах как «учения». Депутат Анатолий Семинога, продавший сеть заправок после массированного обыска СБУ, до сих пор не может спокойно говорить о пережитом стрессе: «Меня особенно поражает то, что в этом принимает участие СБУ. Мне кажется, у СБУ немного другие задачи — защищать нашу страну от внешней опасности. Я был свидетелем того, как эти подразделения рвались на наше предприятие, вели себя с людьми так, будто те сделали что-то ужасное. Если бы спецслужбы нашли там взрывчатку, их действия можно было бы оправдать. Но если нет, нужно, чтобы у кого-то за это минимум погоны слетели. Это же наши силовики, они содержатся за наши налоги, а ведут себя с нами как с террористами».
Пожалуй, единственным оружием против «рейдерства по согласию» является публичность. Банкир Анатолий Дробязко уверен, что самое слабое место таких рейдеров — чрезмерное желание респектабельно выглядеть на публике. Впрочем, на его взгляд, это слабое место всей украинской политики: «У нас в стране колоссальный разрыв между формальными и неформальными правилами поведения в обществе. Подспудная психология разрушения приводит к тому, что мы имеем в бизнесе и политике сегодня. Это не политика большинства. Поэтому у нас около 200 банков и около 200 политических партий. У каждого крупного бизнесмена есть своя партия и свой банк».
Отрезвление рынка недвижимости
На протяжении 2011 года было довольно забавно наблюдать за внутренними терзаниями владельцев крупных активов на рынке недвижимости. И, похоже, именно этот год стал переломным: бизнесмены осознали, что заоблачных цен уровня 2008 года не будет больше никогда. Это осознание привело к тому, что на рынке начали осуществляться сделки, которые еще три года назад считались бы преступлением против здравого смысла. Стоимость в таких случаях, как правило, публично не раскрывается, дабы не унижать продавцов ошеломляющими убытками. Но довольные лица покупателей выдают, что эта отрасль понемногу приобретает циничную адекватность. Глава группы «Финфорт», депутат-регионал Владислав Лукьянов, после покупки у Николая Лагуна «проблемного» коттеджного городка «Олимпик-Park», не скрывал удовольствия: «Не могу сказать, что, взявшись за проблемный вопрос, ситуацию нельзя ухудшить (смеется). Я оценивал финансовую модель, делал для себя вывод, жизнеспособный это проект или что-то мертвое. Я вижу достаточно запущенную ситуацию, ряд ошибок, которые были допущены на первоначальной стадии реализации проекта »Олимпик-Park«. Но даже в этой ситуации я оцениваю его потенциал очень высоко. Есть масса плюсов, которые сделают его ярким и комфортным для жизни. Рядом находится база, где люди летают на планерах, вертолетах и воздушных шарах, а также гольф-клуб».
Ну а продавцам недвижимости или тем, кто только планирует ими стать, можно только посочувствовать. Посткризисное «похмелье» 2009-2010 годов у них сменилось трезвым осознанием того, насколько несправедлив этот мир. Хозяин харьковской группы компаний «Фактор» Сергей Политучий в своем откровении очень показателен: «До кризиса я считал, что такие вещи, как недвижимость, относятся к разряду вечных ценностей, а держать деньги на счетах — глупо. Кризис перевернул многие представления и планы. Вчера, рассчитывая свою ликвидность, экономическую устойчивость, ты даже в самых пессимистических прогнозах исходил из того, что твои активы превышают в несколько раз твои пассивы. А сегодня столкнулся с катастрофической нехваткой оборотных средств, которая ничем не могла быть восполнена, поскольку »вечные ценности« оказались никому не нужными».
Сильная рука снова в моде
В 2011 году в деловых кругах в моду вошел жесткий стиль менеджмента. Такие популярные тренды прошлых лет, как максимальное делегирование полномочий и «удаленное» управление, больше не актуальны. «Сейчас как раз такая ситуация в экономике, что управлением приходится заниматься самостоятельно, — говорит Юрий Крук, глава одесской группы компаний »Интер-контейнер«. — Я предпочитаю жесткий, но справедливый стиль руководства и централизованное управление. В моей работе, для того чтобы достичь результата, необходимо во все вникать и контролировать все процессы».
Немало «стартапов» в 2011 году заканчивались неудачей в бизнесе именно из-за того, что учредители изначально выбирали устаревший стиль управления. Вложив в новое дело деньги, они находили наемных менеджеров, рассчитывая, со ссылкой на западные учебники по менеджменту, что теперь достаточно лишь периодического контроля. Между тем такой авторитет в юридическом бизнесе, как Василий Костицкий, признался «ВД», что каждый новый проект отбирал у него практически все свободное время: «На первых порах после создания фирмы нужно работать по 20 часов в сутки, чтобы поезд тронулся. Я никогда не выпускаю ситуацию из-под контроля. Даже в машине отдаю распоряжения по телефону, проверяю документы». Достаточно эффектно по поводу «ручного режима» управления в интервью «ВД» высказалась другой юрист с опытом работы в самых разнообразных проектах — Ирэна Кильчицкая: «Сказать »жесткий« — это ничего не сказать. Это абсолютно деспотический стиль менеджмента. Я считаю, что это единственный приемлемый стиль менеджмента, если вы хотите, чтобы все было под контролем. Другое дело, что в крупных корпорациях его полноценно применять нет возможности. Там нужно делегировать полномочия. Но все равно мой стиль менеджмента — самый оптимальный. Как в условиях кризиса, так и в условиях успешного экономического роста. Нужно сделать такую паутину, условно — из »сотников« и »десятников«, которые постоянно будут находиться под контролем. У главного под контролем несколько человек, у них под контролем несколько человек. Это все должно работать в ручном режиме».
Экстрима много и в жизни
Кризис в экономике наложил отпечаток и на модные тренды в досуге бизнесменов. Все реже они отдают предпочтение «адреналинному» отдыху и все чаще — банальному чтению на лавочке и спокойным пешим прогулкам. Правда, прогулки эти могут происходить в достаточно отдаленных местах, как у совладельца группы «Эрдэ Банк» Руслана Демчака: «В зарубежных поездках я много хожу пешком. Практически все столицы Европы знаю без карты, сходу вспоминаю географию центров столиц. Мне можно позвонить, находясь, допустим, в центре Лондона, и я скажу, куда нужно повернуть или как быстро добраться до желаемого места. Так же хорошо я знаю Москву. Мне нравятся пешие прогулки, когда ты видишь город не из окна автомобиля, а »живьем«. В таких прогулках по европейским столицам я черпаю для себя вдохновение и новые бизнес-идеи. Потому что многое в Европе уже реализовано, в Украине это нужно просто повторить с привязкой к нашему менталитету».
В борьбе со стрессами украинские бизнесмены обращаются к различным духовным практикам. И не обязательно заокеанским. Очень распространенным стало появление у предпринимателей духовных наставников. «Мой духовный наставник — отец Владимир, — рассказывает бизнесвумен Людмила Дрыгало. — Мы ровесники. Я — человек ветреный и легкомысленный и, чтобы встать на путь истинный, иду к нему. Нас сблизило то, что мы строим храм Святого Луки Войно-Ясенецкого. Святой Лука был врачом, прошел войну, заключение и в конце жизни стал монахом. Про него ходят легенды, что во время войны, когда людям отрывало снарядами руки, он мог приложить руку — и она приживалась. Отец Владимир — настоятель этого храма». Член Координационного совета по развитию предпринимательства Оксана Продан также черпает энергию для работы в храме: «Очень люблю бывать в Введенском монастыре, особенно в подземном храме. Это именно то место, где я ощущаю одновременно и спокойствие, и волнение. Именно туда я прихожу перед серьезными для меня событиями — за благословением и поддержкой».
Похоже, в условиях, когда экстрима хватает в жизни, украинские бизнесмены стараются вне работы «переключиться» на более спокойный лад. И со стороны их увлечения теперь выглядят более респектабельно. Все-таки лучше книги и духовные наставники, чем джип-сафари в национальных парках и охота в заповедниках.