Артём Алёшин, Никита Исайко
Уходящий год запомнится началом реформ
2011-й, если верить статистике, стал годом экономического роста. Предприятия произвели больше продукции, чем в 2010-м. Как следствие, экспорт украинских товаров вырос на 50%. Уходящий год также запомнится началом реформ: налоговой и пенсионной. И многотысячными демонстрациями протестов предпринимателей, пенсионеров, чернобыльцев и афганцев. А попытки убедить Россию пересмотреть невыгодные газовые контракты, возможно, принесут результат в январе. Очередной раунд переговоров состоится уже после новогодних праздников. Артём Алёшин об экономических итогах года уходящего.
Артем Алешин, корреспондент:
— Реформы в жизнь. С этого начался 2011-й. Отпраздновав Новый год и Рождество все украинцы, имеющие маломальское отношение к бизнесу, занялись чтением. Их внимание привлек не очередной мировой бестселлер, а вот эта книга — налоговый кодекс Украины. Двести семьдесят страниц изменили жизнь предпринимателей .
В книжных магазинах едва успевали завозить новые экземпляры кодекса. Он расходился тысячными тиражами.
Чтиво было полезным, но уж больно сложным, даже для профессионалов.
Татьяна, бухгалтер:
— Мені здається, щоби зрозуміти досконало, що там написано — це треба не один раз його прочитати.
Разобравшись, что к чему, бизнес увидел — налог на прибыль уменьшили. Некоторых от него вообще избавили на десять лет. Упростили возврат НДС и экспортные сделки. Результат в Украине выросло производство. И за рубеж продали в половину больше нашей продукции, чем в 2010-ом.
Александр Охрименко, президент украинского аналитического центра:
— Успехи экономики, начиная с химической промышленности, частично металлургия, машиностроение — это благодаря налоговому кодексу
С малым бизнесом, работающем на едином налоге, всё оказалось сложнее. Новые правила для него разрабатывали и принимали почти год. Под аккомпанемент митингов.
Глас народа власти всё-таки услышали. Налоги предпринимателям не увеличили, проверки сократили. Правда, новшества отложили до следующего года. Поэтому в 2011-ом главной проблемой малого бизнеса остался ворох отчётов перед налоговой.
Оксана Продан, председатель ассоциации малого и среднего бизнеса:
— Нанизали через налоговый кодекс такое количество «хотелок», что нормальный человек объять это просто не может.
В уходящем году украинцам пришлось разбираться не только в налогах, но и в Пенсионной реформе. Против неё была и молодёжь, протестовавшая с голой грудью.
И люди уже почтенного возраста.
Но выбора не было. Без реформы пенсионную систему ожидал крах.
Элла Либанова, директор института демографии и социальных исследований:
— Десь к тридцятому року вийде так, що кожен працюючий зі своїх внесків муситиме фінансувати пенсію більше ніж одному пенсіонеру.
Нужно было увеличить число работающих. Мужчины живут меньше. Поэтому ситуацию должны спасать женщины, решило государство.
И повысило прекрасному полу пенсионный возраст до 60-ти лет. Правда, постепенно. Каждый год на шесть месяцев. Страховой стаж тоже увеличили до трёх десятилетий. Ограничили и максимальный размер пенсии — десятью минимальными. Сейчас это чуть меньше восьми тысяч гривен. При этом новшество не коснулось уже назначенных выплат.
Благодаря изменениям государство сначала сэкономит деньги. За два-три года сделает Пенсионный фонд бездефицитным, а затем увеличит пенсии. Расти есть куда — большая часть выплат не дотягивает и до тысячи гривен.
Сергей тигипко, вице-премьер-министр Украины:
— Ми повинні захистити в першу чергу тих, хто самий незахищений, тих кому більше всього це потрібно. Якщо на всіх не вистачає.
На всех не хватает, потому что из бюджета уходят огромные суммы на оплату российского газа. Более четырёхсот долларов за тысячу кубометров связывают страну по рукам и ногам. Не спасает даже стодолларовая скидка, полученная после харьковских соглашений. Украинские власти полгода провели в Москве, пытаясь добиться справедливой цены.
Украина зазывала Россию в газовый треугольник, совместно с Евросоюзом. Предлагая поделить управление нашей трубой на троих, причём поровну. Но аппетиты Кремля росли с каждым днём. Он захотел большего.
Владимир Сапрыкин, независимый эксперт рынка энергоресурсов:
— Россию по большому счету Интересует интеграция в Таможенный союз, на что Украина не идет и тут Интерес Газпрома это, безусловно, газотранспортная система.
Все поездки в Белокаменную натыкались на глухую стену. В Газпроме дважды заявили, — «новогодних подарков не будет». Украинской стороне оставалось с горечью вспоминать о событиях января 2009-го.
Николай Азаров, премьер-министр Украины:
— Чому так важко ідуть переговори? Тому що ми маємо вкрай невигідний для нас контракт і вкрай вигідний контракт для Російської Федерації .
Алексей Миллер, глава Газпрома:
— Мы не будем заключать новый контракт. В любом случае речь идет о действующем, старом контракте, который был подписан в 2009 году. Старое — прекрасно.
Но даже при заоблачной цене на газ, удалось сдержать курс национальной валюты. За весь год она ни разу не пошатнулась — восемь гривен за доллар. Национальный банк постоянно сбивал спрос на «зелёные» купюры и боролся со спекулянтами. Ради этого пришлось даже ввести покупку и продажу валюты по паспортам.
Александр Охрименко, президент украинского аналитического центра:
— Если на сегодня около 1,5 миллиардов валюты уходит из банковского сектора. То большая вероятность, что если бы паспортов не было, то уходило бы больше двух миллиардов.
В уходящем году властям также удалось обуздать инфляцию. Зимой цены на продукты росли как на дрожжах. Среди лидеров подорожания была дефицитная гречка.
Крупу потом завезли из Китая и цены замерли. А осенью, после рекордного урожая, многие продукты и вовсе подешевели. Потребитель выиграл, но проиграл производитель. Сельхозпродукция гнила под открытым небом.
По прогнозам, официальная инфляция едва превысит 6%. Но столь низкий показатель обеспечил не только хороший урожай.
Николай Ивченко, финансовый аналитик:
— Сейчас во всем мире падает цена на продукты питания, потому что замедляется мировая экономика. Это сразу отражается благотворно и на Украине
2011-й преподнёс украинцам ещё два сюрприза. Приятный: отмена обязательного техосмотра. И неприятный: рост цен на бензин. Самый ходовой 95-й — за год подорожал на две гривны. И стал стоить почти евро за литр. Владельцев АЗС проверяли и даже штрафовали. Но цены замерли осенью, когда нефть в мире подешевела. Уже под новый год страна получила бюджет на 2012-й. Весьма оптимистичный. Сможет ли правительство выполнить его в условиях надвигающегося мирового кризиса, спрогнозировать никто не берется.