При замедлении роста китайского ВВП до 6,5% в 2012 г. российский показатель составит 1,2% при базовом прогнозе 3,8%. Такие неутешительные выводы содержатся в докладе Центра макроэкономических исследований Сбербанка. И остается радоваться лишь тому, что напряженная обстановка на Ближнем Востоке не дает ценам на нефть упасть до критического уровня. По мнению авторов исследования, только это поможет в будущем году удержать котировки на черное золото в пределах $80 — $85 в случае заметного ухудшения самочувствия китайской экономики.
В 2010 г. Китай сместил США с первого места в мире по потреблению энергии, напоминают специалисты ЦМР: на КНР приходится 20,3% от общемирового потребления энергии. В 2010 г. на долю Китая приходилось 5,2% мирового производства нефти и 10,6% мирового потребления. Так что замедление китайской экономики всего на 1% приводит к снижению цен на нефть на 20%, рассчитали исследователи.
«На рынке энергоресурсов влияние Китая оказалось столь значимо, что, если бы не фактор напряженности на Ближнем Востоке, исходя только из состояния китайской экономики, цена на нефть должна была бы составлять сейчас $70 за баррель вместо $108 на момент написания обзора», — отмечают его авторы.
Если политический фактор завтра перестанет действовать и цены на нефть окажутся на уровне $70 за баррель, к концу 2012 г. при реализации самого негативного для Китая сценария (замедления экономики до 5% по итогам года) они свалятся до уровня в $55 за баррель.
В 2009 — 2010 гг. китайская экономика была главным драйвером роста для экономики мировой.Еще одна ощутимая статья китайского импорта, сокращение которой также может больно ударить по российским экспортерам, — металлы. На данный момент Китай — крупнейший в мире потребитель стали, алюминия, меди, свинца, никеля, олова и цинка. Замедление роста его ВВП на 1% в квартал приведет к падению цен на металлы на 20% в течение трех кварталов. Между тем признаки этого замедления уже появляются: тормозится рост промышленности, PMI (индекс деловой активности) ниже 50 два месяца подряд.
Впрочем, пока китайская экономика тормозит очень плавно, почти незаметно. Годовой рост ВВП в третьем квартале 2011 г. составил 9,1%, тогда как в первом квартале он составлял 9,7%, а во втором — 9,5%. По прогнозам Банка Китая, по итогам года рост может составить 9,2%. В 2012 г. будет наблюдаться куда более заметное сокращение темпов роста экономики КНР, полагают аналитики.
В 2009 — 2010 гг. китайская экономика была главным драйвером роста для экономики мировой. Благодаря фискальной поддержке в размере $586 млрд (вторая по величине после США) Китай пережил кризис с минимальными потерями. В то время как развитые страны отчаянно пытались удержаться на пороге рецессии, рост китайского ВВП лишь замедлился в 2009 г. до 9,2%.
Уже в 2010 г. Китай вновь вырос на 10,3% и «тащил» за собой весь мир, Россию в частности, предъявив повышенный спрос на импорт. Были сняты ограничения на кредитование, проводилось активное стимулирование инвестиций. Однако внешнее благополучие обернулось усилением внутренних проблем, которые создают риск для дальнейшего роста в ближайшие годы.
Уже в 2010 г. появились сигналы перегрева. Инфляция стала ускоряться и выросла до 4,6% в декабре 2010 г. (с отрицательных значений в кризис), а в июне 2011 г. превысила 6%. Фондовый рынок во второй половине года вырос на 29%. Практически весь год росли цены на недвижимость. Чтобы стабилизировать ситуацию Банк Китая начал ужесточение монетарной политики.
Требования к резервам были подняты более 10 раз, в 2 раза была повышена ставка Банка Китая. Но в итоге это лишь усложнило финансовую систему и ее связи с реальным сектором и расшатало экономику. А попытки охладить перегревающуюся экономику через повышение требований к резервам привели к возникновению теневой банковской системы, размеры которой достигли 10 — 15 трлн юаней (25% — 45% ВВП).
На фоне долгового кризиса в Европе и слабого восстановления американской экономики прогнозы специалистов ЦМР «Сбербанка» выглядят вполне убедительно и весьма тревожно.