«Основная проблема связана с определенной разбалансированностью между большинством предлагаемых решений и состоянием самой проблемы: из-за влияния кризиса суверенного долга на положение всей банковской системы ЕС Европа нуждается в краткосрочных, быстрых и масштабных мерах», — оценил Сторчак итоги недавнего саммита лидеров еврозоны.
Однако если почитать документы, связанные с решениями европейцев на этот счет за последние полгода, то видно, что большая их часть связана как раз с мерами долгосрочного характера, сказал замминистра.
«Эти все меры понятны, они идут в русле теории и практики бюджетной консолидации, наведения порядка в бюджетном законодательстве отдельных стран ЕС вплоть до принятия санкций к нарушителям. Но это хорошо на перспективу, в то время как финансовые разрывы, связанные с необходимостью обслуживания задолженности периферийных стран Европы, нужно решать сегодня, сейчас», — подчеркнул Сторчак.
При этом, судя по последним заявлениям, европейцы услышали мнение стран, не входящих в еврозону, о необходимости большей координации своей финансовой и макроэкономической политики с МВФ, продолжил чиновник Минфина. «Это я увидел в последнем заявлении в части готовности европейских стран, имеющих устойчивое финансовое положение, образно говоря, »скинуться« и передать часть финансового ресурса, которым они располагают, в распоряжение МВФ», — добавил Сторчак.
По его словам, за счет этих ресурсов, которые должны способствовать притоку в МВФ средств со стороны стран, не входящих в ЕС, может образоваться определенное, мощное кредитное «плечо».
Сторчак отметил, что внутри G-20 решение о коллективных действиях пока не принято, и сейчас идет дискуссия. «Вероятность того, что именно через возможности МВФ будет предпринята попытка урегулировать долговой кризис в отдельных странах еврозоны, является действительно высокой», — заметил замминистра.
Однако даже в ближайшем приближении нельзя сказать, принесет ли эта мера успех, так как МВФ с кризисами такого масштаба еще не сталкивался, сказал Сторчак. «Одно дело было решать вопросы с долговым кризисом стран Латинской Америки в начале восьмидесятых и девяностых годов, примерно такие же масштабы были в конце девяностых, связанные с ситуацией в Азии и сложной ситуацией, в которой оказалась наша страна в тот период; но это все-таки масштабы проблем на порядок меньшие по сравнению с тем, что нужно будет делать в Европе с Италией, например», — добавил он.
«Если бы речь шла только о ситуации вокруг Греции, думаю, что действия были бы более энергичными и резкими, но на самом деле мы имеем то, что имеем», — резюмировал Сторчак.