В зиму автомобилисты, как правило, сокращают потребление СПБТ — даже те, кто ездит на газе
Сергей Куюн из А-95 также отметил, что Украина вступила в фазу пониженного потребления сжиженного газа. «Сжиженный газ зимой ведет себя не очень хорошо для автомобиля. Поэтому автомобилисты, как правило, сокращают потребление — даже те, кто ездит на газе, все-таки предпочитают ездить на бензине. Потому что и пуск затруднен, и эксплуатация этого энергоносителя в холодное время года не очень комфортная», — говорит эксперт.
Без потрясений
Оценивая ситуацию с ценами на основные марки нефтепродуктов, Александр Сиренко из компании UPECO указал, что сегодня на рынке наблюдается снижение объемов реализации. «Здесь, наверное, фишка в потребителе. Потребитель стал экономней. Он просчитывает маршрут, он пытается без надобности не выезжать. Это касается как коммерческого транспорта, так и частного», — говорит он.
Вместе с тем, Сергей Куюн считает, что на сегодняшний день преодолевать психологический барьер в 10 грн. за литр рынок не хочет. «Это считается достаточно болезненным. Поэтому идет компенсация с пониженной доходностью на дизельном топливе за счет несколько возросшей маржи на бензин», — говорит эксперт.
Потребитель стал экономней. Он просчитывает маршрут, пытается без надобности не выезжать.
По его словам, оптовые цены на бензин снизились, на дизель — выросли. Поэтому маржа на бензине сейчас выше, а на дизеле она близка к минимальной за последние пару лет, добавляет он. «Рынок вот таким образом из этой ситуации вышел. В корзине доходности произошли небольшие перемены, меньше стали зарабатывать на дизеле, но больше на бензине», — пояснил Сергей Куюн.
Геннадий Рябцев из НТЦ Психея связывает спокойную ценовую ситуацию, прежде всего, со стабильными ценами на нефть. «В основном, конечно, это цены на нефть, стабильность гривни, что одновременно означает стабильность импортных поставок, имеется ввиду в ценовом отношении. Ну и низкий спрос, по большому счету», — говорит аналитик.
Переломный момент
Эксперты не видят предпосылок для изменения цен на нефтепродукты ни в декабре, ни в начале января. Тем не менее, в стабильную ситуацию на рынке могут вмешаться сторонние факторы.
«Что касается декабря, то я не вижу никаких предпосылок для каких-либо резких движений, рынку будет свойственна стабильность по-прежнему», — уверяет Сергей Куюн. «Если не будет никаких форс-мажорных обстоятельств, то не будет, безусловно, никаких изменений ни в этом месяце, ни в следующем», — поддерживает его Геннадий Рябцев.
С этим мнением согласен и Александр Сиренко. «Как минимум, роста не будет, нет предпосылок для роста. Единственное, могут быть какие-то движения по дизелю», — говорит он.
Если будут введены пошлины, бензин подорожает на 1,30 грн. за литр, а дизель — на 0,8 грн.
Однако Куюн указывает на факторы, которые могут повлиять на рынок в краткосрочной перспективе. Во-первых, по его словам, в декабре ожидается решение Межведомственной комиссии по международной торговле в отношении пошлин на нефтепродукты. «Если пошлина будет введена в таком размере, как предлагает Минэнергоугля, необходимо готовится к повышению цен где-то на 1,30 грн. на бензин, и где-то порядка 80 копеек на дизельное топливо», — говорит он.
Во-вторых, говорит эксперт, участники рынка ожидают обнародования проекта закона о государственном бюджете, которым предполагается повысить ставки акциза. «Уже было анонсировано чиновниками намерение поднять ставки акцизного сбора на нефтепродукты», — отмечает Серей Куюн.
Замдиректора НТЦ Психея также акцентирует внимание на возможном повышении акциза и пошлин. «До 21 числа должно быть принято решение в отношении импортных пошлин. Был принят в первом чтении законопроект об индексации акцизов на величину инфляции. И поэтому эти два фактора, плюс еще один, касающийся возможного снижения курса гривни по отношению к доллару, — вот три основных фактора, которые могут повлиять на цены в сторону роста», — подчеркивает он.