Большая радость ждет продавцов перепланированных квартир в следующем году. Славная организация из трех букв – БТИ – прекращает свою деятельность. Вместо нее регистрировать право собственности на жилье будет Госреестр, пишет SV-Development.
А он осматривать квартиры перед сменой собственника не собирается. Правда, в КГГА уже поспешили с проектом, который предлагает отдать вопрос узаконивания перепланировки… райсоветам. Более того, если киевский опыт окажется полезным, его распространят по всей Украине. А вот это, мне кажется, лишнее: взятку в дверь, она в окно?
В центре Киева, на улице Трехсвятительской, вот уже неделю как наблюдается всенародное столпотворение. Это не митинг, не акция протеста и не голодовка бедствующих. Наоборот, скопление весьма обеспеченной публики: риэлтеров, нотариусов и покупателей недвижимости. С 1 января 2012 года в Украине вступают в силу новые правила регистрации прав собственности и объектов недвижимости, согласно закону «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничении».
Его основной смысл сводится к тому, что Бюро технической инвентаризации (БТИ) перестанет регистрировать права собственности и права пользования на объекты недвижимости, Госкомзем перестанет регистрировать права собственности и права пользования земельными участками, а нотариусы перестанут регистрировать сделки и вносить запреты на отчуждение недвижимого имущества.
Вместо существующих сегодня пяти реестров в Украине появится единый реестр прав и ограничений на недвижимое имущество. Иными словами, начиная с 2012 года, после нотариального удостоверения практически всех видов договоров по переходу и ограничению прав на недвижимость (включая земельные участки) необходимо будет зарегистрировать возникновение или ограничение этих прав в специально созданном государственном предприятии.
Что меняется? На самом деле многое. Сейчас, чтобы продать или подарить квартиру, владелец должен получать выписку из реестра БТИ, которая выдается после проведения текущей инвентаризации. Под инвентаризацией подразумевается выезд на объект (т.е. в квартиру) сотрудника БТИ, известного как техник, который будет пристально исследовать жилье в поисках несоответствия с данными техпаспорта.
Естественно, почти у каждого второго квартировладельца возникали такие вот несоответствия. И всякий раз приходилось «договариваться» в режиме тарифного пакета «Как повезет». Лично мне, скажем, повезло. Когда тяжело заболела мама, мы снесли перегородку в санузле, превратив его из двух вертикальных коробочек в одно более-менее просторное «студио». По-другому и не могло быть, ибо без помощи сиделки или близких мама после тяжелейшего инсульта не смогла бы попасть в ванну, а двум людям там было не развернуться. Не говоря уже об инвалидной коляске.
Что меняется? На самом деле многое. Сейчас, чтобы продать или подарить квартиру, владелец должен получать выписку из реестра БТИ, которая выдается после проведения текущей инвентаризации
Но, увы, реконструкция оказалась лишней, поскольку мама так и не вышла из комы. В процессе перехода ко мне права собственности на вторую половину нашей совместно приватизированной квартиры понадобилось проводить инвентаризацию. И вот тут-то оказалось, что узаконить мелкую перепланировку – намного дороже, чем осуществить. К счастью, нашлись добрые посредники, которые решили вопрос всего-то за 300$.
В то же время моя подруга, которая на 2 см (!) передвинула в кухне стенку, заплатила за этот невидимый постороннему глазу эффект 500$. Посетивший ее техник оказался менее сговорчивым, чем мой.
Сейчас все эти «извраты» должны уйти в прошлое. По новым правилам Бюро технической инвентаризации будет выдавать техпаспорт квартиры только один раз: когда ее построят. Дальнейшие манипуляции переходят к Минюсту. Отменяются также выписки из Реестра, которые выдавало БТИ. Согласно постановлению Кабмина от 26 октября, все вопросы, связанные с регистрацией запросов, поиском сведений, внесением соответствующих записей, оформлением решений и свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, предоставлением информации физическим и юридическим лицам, также относятся к компетенции БТИ.
Юристы пока не торопятся говорить, как это скажется на защищенности участников сделки. «В последние годы, несмотря на большое количество рекламаций к БТИ по поводу очередей и взяточничества, количество афер с квартирами резко уменьшилось, – говорит юрист Александр Моторный. – Во всяком случае, если сравнивать с серединой 90-х годов. Что будет после передачи функций Минюсту, я пока судить не берусь. Еще не совсем ясно, каким образом будет происходить выдача выписки, и нет ли в процедуре пробелов, которыми могут воспользоваться аферисты. Особенно меня волнует регистрация ограничения прав по новой процедуре…».
В любом случае, советует юрист, лучше не торопиться делать все в первые дни и, если есть такая возможность, выждать хотя бы два-три месяца, пока процедуру обкатают на остальных «добровольцах» и устранят возможные недочеты.
Судя по всему, граждане понимают это и без совета юриста. Не зря БТИ штурмуют толпы желающих оформить документы до 15 декабря. Эта дата возникла не случайно – срок регистрации документов составляет в среднем две недели. Поэтому, чтобы получить документы до Нового года, нужно сдать их не позже середины месяца.
В любом случае, советует юрист, лучше не торопиться делать все в первые дни и, если есть такая возможность, выждать хотя бы два-три месяца, пока процедуру обкатают на остальных «добровольцах» и устранят возможные недочеты
Те, кто не успел оформить необходимые бумаги, скорее всего, затаятся. По мнению президента Союза специалистов по недвижимости Александра Рубанова, вынужденная техпауза может привести к тому, что цены на срочные сделки упадут на 15% от сегодняшней стоимости.
«Активность на рынке и сейчас крайне низкая, – говорит он. – Продается, в основном, дешевый сегмент. И люди, которые во время этой технической паузы не смогут реализовать свое право продажи недвижимости, будут в итоге вынуждены идти на серьезные уступки. За 2-3 месяца на рынке будет накоплена критическая масса, которая и будет оказывать давление на стоимость».
Еще одной причиной коррекции цены являются фискальные нагрузки. Сейчас 2% рыночной стоимости квартиры должно быть отдано государству: 1% – в Пенсионный фонд и 1% – госпошлина. Если же продается квартира, приобретенная менее чем 3 года назад – государству отдается 5%. Таким образом борются со спекуляциями на рынке недвижимости.
При этом размеры отчислений устанавливаются, исходя из независимой оценки объекта недвижимости, которую должны провести независимые оценщики. А эти добрые люди, понятное дело, тоже даром не работают.
Поэтому основной радостью для продавцов (да и покупателей) квартир остается отмена «перепланировочного рэкета» БТИ. Однако специалисты высказывают опасение, что радость может быть преждевременной. И местные власти не упустят такую замечательную возможность «дисциплинировать» граждан.
Так, КГГА уже обнародовала проект решения о порядке перепланировки помещений в Киеве. Ничего хорошего этот документ не несет. Основное новшество – передача права узаконивания перепланировки районным госадминистрациям. Многие предложенные нормы достаточно спорные. Если можно похвалить чиновников за отмену необходимости получать разрешения на перенос дверных проемов, строительство арок в некапитальных стенах и возведение внутриквартирных перегородок, то все остальное просто вливает бочку дегтя в банку меда.
Так, нельзя убрать подоконник при выходе на балкон. В панельных домах, которых у нас большинство, вообще запрещены перепланировки. Наконец, чтобы объединить санузел, почему-то требуется нотариально заверенное согласие соседей. Они что, какать в моем туалете собираются?!
Да, никто не спорит, что нашим людям нельзя давать волю в плане перепланировок, ибо снесут все и не только несущие стены. Народ у нас глупый и затейливый. Однако это не значит, что из-за наличия определенного количества идиотов мучиться должна вся страна. Повысьте штрафы за особо опасные перепланировочные ухищрения.
Создайте четкий перечень того, что можно или нельзя. Но не пишите документы, которые как бы и разрешают, но при этом все-таки запрещают, и вообще, надо у чиновника спросить. Ибо такая постановка вопроса может нивелировать все усилия правительства по дерегуляции экономики и сужению «взяткоопасных сфер». И вернуть с таким трудом искореняемое взяточничество на круги своя.