Как говорится в сообщении телеканала, кредит «временно снимет необходимость рефинансирования итальянских долгов» и тем самым даст властям Италии необходимое «окно» от 12 до 18 месяцев, в течение которого правительство страны может провести необходимые сокращения бюджетных расходов и другие реформы.
С момента запуска программ выкупа облигаций (SMP) три месяца назад ЕЦБ приобрел бонды на сумму более 100 млн евро, причем по большей части это были итальянские десятилетние гособлигации.Как отмечает France24, размеры кредита вряд ли позволят МВФ предоставлять его, опираясь исключительно на свои нынешние средства, так что фонд, скорее всего, выдаст его в сотрудничестве с другими институтами, например — с Европейским центральным банком (ЕЦБ).
Напомним, 24 ноября МВФ анонсировал создание кредитной линии для стран, у которых нет проблем с государственными финансами, однако которым текущие рыночные условия не позволяют дешево занимать на рынке. Это была отличная новость для Италии и Испании: для них кредит не требует серьезного пересмотра текущей экономической и финансовой политики.
Новый кредит, получивший название «превентивная линия для предоставления ликвидности» (ПЛЛ), придет на смену превентивной кредитной линии (ПКЛ). Он будет отличаться от предыдущего инструмента большей гибкостью: хорошо зарекомендовавшие себя страны смогут обратиться за поддержкой в момент потенциальной или фактической потребности в финансировании платежного баланса на момент утверждения договоренности (а не только при возможных угрозах, как оговаривалось требованиями ПКЛ).
При помощи ПЛЛ государство — член МВФ сможет рассчитывать на ликвидное окно сроком в шесть месяцев или в 12-24 месяца с максимальным доступом в 500% квоты члена в первый год и до 1000% квоты во второй год (последний уровень лимита в случае необходимости может также быть перенесен на первый год после одобрения исполнительным советом). Квота определяется соответственно взносу государства в МВФ. Размер процентной ставки будет варьироваться в зависимости от срока погашения и суммы кредита. Эффективная процентная ставка по ПКЛ в пределах 500-1000% квоты составляла 2,2-2,8 и 2,6-3,5% после трех лет (чем дольше срок и больше сумма, тем выше ставка).
Квота Италии в МВФ составляет 7,88 млрд SDR. Таким образом, с учетом текущих валютных курсов пяти- и десятикратные квоты для Италии составят 43 млрд и 86 млрд евро.
Аналитики подчеркивают, что эти средства были бы для стран совсем не лишними, однако их явно недостаточно, чтобы в корне решить финансовые проблемы.
«Кредитные линии, несмотря на свой малый объем, смогут в краткосрочной перспективе снизить давление на ликвидность», — сказал экономист IHS Global Insight Диего Искаро.
«Денег явно не хватит, чтобы покрыть нужды Италии и Испании (в 2012 г. третья и четвертая экономики зоны евро планируют продать среднесрочные бонды на 220 млрд и 82 млрд евро соответственно). Кредит МВФ стоит рассматривать только как часть плана, куда входят стабфонд EFSF и, возможно, ЕЦБ», — считает аналитик Barclays Capital Антонио Гарсиа Паскуаль.
Европейский союз и ЕЦБ ранее отправили в Италию своих аудиторов, и вскоре то же самое сделает МВФ. Это предусмотрено соглашением, заключенным с данными институтами прежними итальянскими властями.
Отметим, 25 ноября правительство Италии разместило казначейские векселя сроком на шесть месяцев под рекордную доходность в 6,5% годовых. Казначейству удалось найти покупателей на весь выпуск бумаг объемом 10 млрд евро, однако доходность оказалась почти вдвое выше, чем на аналогичном аукционе в октябре 2011 г. Сразу после размещения, которое биржевые аналитики уже назвали «ужасным», доходность 2-летних итальянских гособлигаций на торгах поднялась выше 8% — также рекордного показателя в истории евро. Индикативные 10-летние облигации торговались с доходностью 7,34%.
Ставки по краткосрочным бумагам Италии в настоящее время выше ставок по долгосрочным, а это является индикатором опасений на рынке, что Рим столкнется с трудностями рефинансирования уже в краткосрочной перспективе.
9 ноября 2011 г. доходность гособлигаций Италии впервые за время кризиса превысила 7-процентную отметку, которую принято считать своеобразной «точкой невозврата». При такой стоимости заимствований финансирование бюджетного дефицита и гладкое рефинансирование госдолга становится затруднительным. Именно после того, как ставки по аналогичным госбумагам Греции, Португалии и Ирландии превысили 7%, эти страны еврозоны были вынуждены обращаться за международной финансовой помощью.
Однако на этой неделе генеральный директор Банка Италии Фабрицио Саккомани заверил журналистов, что Италии пока рано опасаться ставок выше 7%, поскольку средняя срочность долговых обязательств страны достаточно велика.
«Ставки должны продержаться на таком уровне в течение значительного периода, чтобы реально повлиять на ситуацию», — сказал он.
Резкий рост доходности по итальянским бондам последовал за решением британской клиринговой компании LCH Clearnet повысить маржинальные требования по гособлигациям Италии. LCH, одна из крупнейших клиринговых компаний на европейском долговом рынке, подняла маржинальные требования по облигациям Италии со сроком обращения от 7 до 10 лет на 5%.
Аналитики TD Securities считают, что Италия какое-то время сможет держаться на плаву, если стоимость обслуживания долга вплотную приблизится к 7%. Если же стране всерьез понадобится внешняя финансовая помощь, сначала в дело вступит Европейский центробанк, который увеличит покупки итальянских госбумаг на вторичном рынке.
Напомним, как заявлял один из членов управляющего совета ЕЦБ, глава центробанка Люксембурга Ив Мерш в настоящий момент ЕЦБ рассматривает возможность прекращения выкупа облигаций Италии, если его аналитики придут к выводу, что страна не в силах выполнить взятые обязательства и провести структурные реформы. «Если мы придем к выводу, что эффективность проводимых нами мероприятий подрывается бездействием итальянских властей, нам придется прибегнуть к дополнительному стимулированию», — заявил Мерш.
С момента запуска программ выкупа облигаций (SMP) три месяца назад ЕЦБ приобрел бонды на сумму более 100 млн евро, причем по большей части это были итальянские десятилетние гособлигации.
26 октября правящей на тот момент коалиции Италии под руководством премьер-министра Берлускони удалось достичь предварительного соглашения по программе экономических реформ. Была достигнута договоренность о повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет, но не об увеличении стажа, необходимого для получения пенсии.
В средине сентября парламент Италии одобрил второй за три месяца пакет жестких мер экономии порядка 54 млрд евро бюджетных средств. Правительственный законопроект предусматривает, в частности, рост налогов и увеличение пенсионного возраста для женщин. Правительство Италии рассчитывает с помощью новых мер добиться сбалансированного бюджета к 2013 г.
В средине июля итальянский парламент окончательно одобрил первый план экономии бюджета. Официальный Рим тогда заявлял, что ряд жестких мер поможет Италии сэкономить порядка 48 млрд евро и до 2014 г. сократить задолженность на 0,2 % ВВП. Среди этих мер, в частности, отказ от повышения зарплат и приема на работу новых сотрудников в бюджетной сфере, а также проведение масштабной программы приватизации.
В обмен на эти шаги ЕЦБ обещал поддержку Риму, чтобы помочь ему избежать долгового кризиса, который переживает сейчас Греция. Тем не менее ситуация для государства не столь критична, как, например, для Греции, поскольку Италия может похвастать первичным профицитом бюджета: расходы государства не превышают его доходы, если не принимать во внимание расходы по обслуживанию долга.
5 октября агентство Moody's понизило долгосрочный рейтинг государственных облигаций Италии с уровня Аа2 до А2. Прогноз по рейтингу — «негативный». Основными причинами понижения рейтинга названы: повышение рисков стран еврозоны из-за высоких объемов национальных долговых обязательств и связанная с этим утрата доверия кредиторов и инвесторов.
28 сентября аналитики S&P понизили суверенный кредитный рейтинг Италии на одну ступень — с A+ до А, присвоив ему «негативный» прогноз. Таким образом, страна оказалась в шаге от потери инвестиционного рейтинга.
В последние месяцы Италия стала объектом повышенного внимания инвесторов из-за замедления роста экономики и крупного госдолга. 12 августа сообщалось, что государственный долг Италии достиг в июне рекордных размеров, превысив 1,9 трлн евро (2,5 трлн долларов). Это вызывает у участников рынка опасения, что Рим обратится за финансовой помощью к ЕС и МВФ, как это уже сделали Греция, Португалия и Ирландия.
В сентябре Кабинет министров Италии снизил прогноз роста экономики страны на 2011-2013 гг. на фоне ухудшения макроэкономических условий.