«Применение ежедневного курса швейцарского франка и евро к гривне позволит уменьшить валютные риски»,- говорится в пояснительной записке к проекту.
При международных перевозках «Укрзалізниця» компенсирует другому государству часть стоимости проезда по иностранной железной дороге за затраты, которая та понесла при перевозке украинских составов. Как объясняют в министерстве, резкое колебание курса швейцарского франка и евро к гривне на протяжении 2011 года существенно влияло на расчет стоимости проезда. В частности, по данным Индикатора (при продаже), если в январе курс евро к гривне составлял 10,73, то в мае он вырос до 11,86. В начале октября евро стоил 10,55 грн, а уже в конце октября — 11,37 грн. Швейцарский франк, по данным finance.ua, в начале января стоил 8,12 грн (при продаже), а в конце августа достигал 10,38 грн. Вчера франк продавался за 9,07 грн.
За счет ежедневного расчета курса валют подразделение «Укрзалізниця» по пассажирским перевозкам сократит свои расходы от валютных колебаний и увеличит таким образом доходы, говорят в УЗ. В результате объем перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых должен снизиться на 568 млн грн, подсчитали в Мининфраструктуры. В прошлом году субсидирование составило 5,7 млрд грн, а в этом году ожидается на уровне 6,8 млрд грн. Налоговые поступления в госбюджет должны вырасти почти на 254 млн грн.
Стоимость проезда для пассажиров при этом не увеличится, утверждают в министерстве, поскольку в новом Налоговом кодексе предусмотрено, что международные перевозки оплачиваются по нулевой ставке налогообложения. «Приказ разработан в целях сохранения устойчивого уровня стоимости проезда при введении нулевой ставки налогообложения международных пассажирских перевозок»,- говорится в документе.
Международные перевозки прибыльные, поэтому нововведение позволит хотя бы частично компенсировать убытки от обычных пассажирских перевозок, считает руководитель «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин.
«Конечно, желательно привязывать стоимость билета к динамичному курсу. Так железная дорога сможет более четко рассчитывать компенсацию администрациям других государств — будет понятно, какая точно доля идет »Укрзалізниця«, а какая — другой администрации»,- говорит господин Подтуркин.
По его словам, при плавающем курсе компенсировать приходится больше, а переплата идет из доли «Укрзалізниця».
«Сейчас все действия правительства направлены на работу УЗ как хозяйствующего субъекта, который считает деньги. Ситуация с убытками от пассажирских перевозок катастрофическая, поэтому с этим нужно что-то делать»,- объясняет Подтуркин.