Глава управления стратегии «Юнекс банка» (входит в состав «Smart Holding group») Александр Горбуненко:

«На сегодняшний день мы делаем акцент на управлении ликвидностью банков, которые входят в состав нашей группы. Также мы заняли консервативную позицию в плане кредитования и работаем над тем, чтобы поддерживать тот уровень ликвидности, который необходим для проведения ежедневных платежей, и который способствовал бы нормальной финансовой деятельности компании.

Чтобы бороться с ликвидностью банковской системы, нужно в первую очередь поддерживать необходимый объем средств на корсчетах банка. Также отказаться от вхождения в рискованные либо долгосрочные активы, и придерживаться сдержанной консервативной политики в управлении кредитно-инвестиционными портфелями в банке. Это те основные меры, которые мы сейчас используем, и благодаря которым можно держать уровень ликвидности».

 

Председатель правления НАСК «Оранта» Елена Болотова:

«Наша компания постоянно работает над оптимизацией затрат, поэтому определенных формализованных антикризисных мероприятий в преддверии второй волны кризиса мы не проводим.

Отмечу то, что в нашей стране страхование еще не стало осознанной потребностью, поэтому во время кризиса ощутимо снижается потребительская способность.

Мы работаем в том же режиме, что и всегда, ничего конкретного не применяем».

 

 

Директор фондовой биржи «Перспектива» Станислав Шишков:

«У нас довольно специфический вид деятельности — организация торгов. Деятельность, скажем так, непроизводственная. Что касается антикризисных мер, то они примерно всегда одинаковые. Работаем мы со снижением рисков, для нас это актуально в любое время, не только во время кризиса.

Когда участники торгов сокращают торги акций, то, скорее всего, они будут наращивать объемы торгов облигациями и так далее. В таких случаях мы просто стараемся диверсифицировать для участников торгов продукты, услуги, инструменты. Благодаря таким действиям даже в кризис у нас получается не терять своих клиентов и вместе с тем не терять свой потенциальный доход».

 

 

Заместитель главы правления «Еврогазбанка» Роман Горбачов:

«Сейчас самая главная проблема — это ликвидность банковской системы. Поэтому говорить о каких-то антикризисных мерах в преддверии второй волны кризиса, когда сейчас есть более существенные проблемы, не стоит.

Давайте разберемся, что можно подразумевать под словом «кризис» — это сокращение производства, сокращение ВВП, в результате чего поступает меньше валютной выручки и, соответственно, мы наблюдаем неосуществление каких-то внутренних платежей страны по внешним займам и внутри, то есть социальных выплат. Пока таких тенденций нет. Существует внутренняя проблема, по крайней мере, для банков — это проблема с ликвидностью. И ее надо решать.

Такую картину мы наблюдем примерно с мая 2011 года, но остро ощутимой она стала в конце августа, а вот буквально вчера обострилась дальше некуда.

Остатки на корсчетах в НБУ, если я не ошибаюсь, на вчерашний день составили 9,8 млрд грн. Если всю систему лихорадило в сентябре-октябре, при 12-14 млрд, то что говорить сейчас? Гривны не хватает в системе для нормальных расчетов, для осуществления платежей. Это проблема, из-за которой выросли ставки по межбанковским кредитам. Еще в конце октября они достигали 30% годовых, а вчера уже достигли порядка 35% годовых, это овернайты.

Все это говорит о проблеме с банковской ликвидностью. Это единственная причина, из-за которой можно вообще поднимать вопрос о второй волне кризиса, и ее надо решать в первую очередь».

Директор «Град-ЦП» Шади Саад:

«На самом деле все очень плохо. В преддверии второй волны кризиса мы стараемся как можно меньше вкладывать средства в рисковые бумаги. То же самое советуем и нашим клиентам, таким образом пытаемся уберечь их от необдуманных действий.

Помимо этого, стараемся искать альтернативные источники дохода, которые никак не связанны с рисковыми операциями. Стараемся расширять сферу своей деятельности, дополняя услугами, которые, не напрямую связанны с финансовым рынком. Пытаемся расширить структуру компании, чтобы получить дополнительный доход не от финансового рынка, так как он очень зависим от кризиса».

 

 

Директор по развитию бизнеса «Международного бюро кредитных историй» Андрей Каминский:

«В преддверии второй волны кризиса мы, во-первых, оптимизируем свою тарифную политику. Во-вторых, оптимизируем свою маркетинговую стратегию так, чтобы банки могли получать наиболее точный и необходимый им набор услуг.

Что касается цены, то мы не предполагаем снижение, мы будем предоставлять бонусы. Понимаете, можно снижать цены, а можно предоставлять еще и дополнительные услуги. Вот мы выбрали второй вариант.

Также стараемся как можно точно определить кредитоспособность заемщиков, так как для банков это очень важно, тем более во время кризиса».

 

 

Опрос подготовила Елена Куцая