Правительство изучает возможность создания зоны свободной торговли (ЗСТ) со странами МЕРКОСУР, сообщил в своей статье на сайте Украинской правды правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий.
МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur, исп. «Южноамериканский общий рынок») — таможенный союз Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. По данным Госстата, в январе-сентябре текущего года украинские производители экспортировали в эти страны товаров на сумму $409,8 млн, а импортировали — $514,3 млн.
Издание отмечает, что до сих пор инициативы Украины по либерализации торговли были сосредоточены в странах СНГ, Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. Сейчас Украина имеет действующие соглашения о ЗСТ со странами СНГ, Грузией и Македонией, ожидают ратификации аналогичные соглашения с Черногорией и странами ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), ведутся переговоры с ЕС, Сербией, Израилем, Канадой, Сирией и Марокко.
Впрочем, как отмечает источник издания близкий к Минэкономики, говорить о скором начале переговоров пока не приходится. «Для их старта необходимо проанализировать возможные последствия такого шага. Заказа на подобное исследование пока не поступало», — отмечает чиновник. Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах в свою очередь уверен в целесообразности такой либерализации. «Наша продукция, в частности энергетическое машиностроение и авиатехника, еще со времен СССР хорошо известна на этих рынках и до сих пор там востребована», — заявляет он.
Существенно снижает позитивный эффект от либерализации торговли географическая отдаленность Южной Америки от Украины. Для сравнения, анализ перспектив создания ЗСТ с Канадой показывает, что такое упрощение ускорит годовые темпы роста ВВП Украины лишь на 0,03 п. п. Как пояснил замдиректора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Владимир Сиденко, больше всего от создания ЗСТ выиграют производители продукции с высокой долей добавленной стоимости, транспортные расходы в себестоимости которой невелики. «Можно ожидать, что от этого выиграют машиностроители и металлурги, а вот роста поставок сельхозпродукции ожидать не стоит, — отмечает он. — Впрочем, и угроза значительного роста агропродукции из этих стран тоже не велика».