Пришлось в палаточный городок даже заглянуть Президенту и премьер-министру, после чего Виктор Янукович посоветовал Николаю Азарову переписать 14-й раздел НК об «упрощенке».

Спустя год «Комментарии «решили» расспросить лидеров предпринимательского движения прошлой осени на предмет — что это было. И к чему это привело. Тем более за год можно было оценить не только события Налогового майдана, но и его последствия для предпринимателей. Для упрощения оценки задавали «трафаретные» вопросы: достиг ли Налоговый майдан озвученных целей, какие были ошибки допущены митингующими предпринимателями и будет ли новый майдан?

Оксана Продан, Глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця"

Мы, предприниматели, смогли тогда отстоять свои экономические интересы, а соответственно и социальные интересы миллионов украинцев. Более того, за минувший год мы настояли на «упрощенке», которая обеспечит возможность работать малому бизнесу в будущем. Хотя это, откровенно говоря, не было легко. Считаю, что мы в прошлом году сделали все возможное и это был успех и предпринимателей, и общественного движения в целом. Единственной нашей тогда ошибкой было участие в выступлениях на митингах политиков, которые с тех пор начали использовать предпринимателей для решения своих политических задач. Вместе с тем, многие народные депутаты искренне нам помогали во всем и при этом не выходили на трибуны. В том, что сегодня принят нормальный закон по «упрощенке», есть и их значительная заслуга. За прошедшее время стало очевидным, что необходимы разные центры влияния в предпринимательской среде, что позволило настаивать на наших требованиях и вывело из-под давления лидеров.

Сегодня с нами гораздо больше региональных организаций, чем было в прошлом году. Мы научились поддерживать друг друга на разных уровнях, мы создали систему взаимного информирования и мы знаем возможности друг друга. И сегодня мы не сомневаемся в своих возможностях, мы в них уверены. Более того, мы сегодня выполняем работу политиков: разрабатываем проекты будущего Украины в экономической и социальной сферах, которые обеспечат бизнесу и работникам нормальные условия.

Да, новый Налоговый майдан возможен. Если власть попытается отнять у предпринимателей право на легальную работу, а такие идеи есть в проектах по единому социальному взносу, по внутренней торговле и других, то предприниматели будут вынуждены защищать свое право на нормальную жизнь в правовом поле. Только теперь нам не нужны будут аж три месяца для самоорганизации.

Василий Попик, председатель профессионального союза таксистов Украины (Киев):

Я считаю, что мы выиграли прошлой осенью. Если брать по 100%-ой шкале, то выиграли на 95%. Мы, таксисты, отстояли свое право работать без кассовых аппаратов, а с таксометрами. Сейчас, кстати, мы готовым соответствующий закон, после его принятия в наших машинах появятся таксометры. Поэтому, я полностью позитивно воспринимаю налоговый майдан. Единственный негатив, но он очень маленький, состоит в том, что многие люди, которые заявляли свою поддержку предпринимателям, превратили майдан в политику. Мы были категорическими противниками добавлять к экономическим требованиям политические.

За этот год, могу сказать, общественное движение предпринимателей стало сильнее. Люди увидели, что можно реально чего-то добиться, не взирая на тех, кто при власти. И если власть сповоцирует подобную ситуацию, то людей соберется больше. И произойдет гораздо быстрее.

Алла Алексенцева, глава Винницкого городского объединения частных предпринимателей «Центр»:

Я считаю, что участникам Налогового майдана не удалось добиться поставленных целей. В первую очередь потому, что политики (как оппозиционные, таки провластные) смогли приватизировать предпринимательское движение. То есть, был использован принцип «разделяй и властвуй». Эта проблема существует и сегодня, когда лидеры предпринимательской среды разделены на бизнес-клубы по интересам.

Хочу напомнить основные требования Налогового майдана: принятие Налогового кодекса с 2012 года (согласно существующим нормам о внесении изменений в налоговое законодательство). Второе — требования по упрощенной системе, чтобы она была прозрачной и равной для всех. Но Налоговый кодекс был проигран из-за выдвижения политических требований.

Я считаю, что предпринимателям нельзя было прошлой осенью уходить из под Верховной Рады. Ведь именно этот орган принимал Налоговый кодекс. А положительный момент майдана — люди интуитивно объединились для отстаивания своих интересов.

Оценивая нынешнюю ситуацию в стране, могу сказать, что новый Майдан возможен. И очень скоро (к тому же не только Налоговый майдан).

Елена Варнакова, председатель Черниговского профсоюза предпринимателей:

После Налогового майдана предприниматели (особенно маленькие) почувствовали, что чего-то можно добиваться. Сейчас им гораздо легче разговаривать со «средними». Раньше они с «маленьким» бизнесом, мягко говоря, разговаривали с пренебрежением, а сейчас чувствуется уважение.

Второе — с малым бизнесом (особенно с рынками) начали считаться чиновники. Даже, можно сказать, побаиваются: начали бросать кость. Вот как новый закон об «упрощенке». Правда, в нем очень много подводных камней, которые «ранят» предпринимателей через год.

Чего еще достигли? Общественные организации предпринимателей структурировались, появляются почти в каждом регионе, их лидеры перезнакомились (плюс современные коммуникации очень в этом помогают)

Негативом тех событий стало «расслоение» лидеров, Каждый из них одел «корону» и теперь носится с Налоговыми майданом как Ленин с бревном.

Ошибкой этого года считаю, что лидерам предпринимательского движения нужно было раньше менять тактику. Потому, что в обществе нарастает какая-то тупая злоба. И все это может в любой момент взорваться. Поэтому, я не знаю, будет ли это новый «Майдан», но что-то будет точно.

Игорь Запрудский, председатель Луганского независимого профсоюза предпринимателей:

Ничего того, что обещалось предпринимателям на майдане за этот год не выполнено. Налоговый кодекс — это когда «лысого причесывают», Никакой перспективы роста экономики при условиях, которые сформировала нынешняя правящая команда, я не вижу. Мы, предприниматели, восприняли бы Налоговый кодекс, и экономические предложения Кабмина, если бы увидели, что началась реальная борьба с коррупцией в Украине (а побороть ее и было одним из основных требований «Налогового Майдана»). Но власти начали борьбу не с коррупционерами, а с предпринимателями. С теми, кто 20 последних лет на своем горбу поднимал Украину, которую сегодня разворовывают.

Конечно, вспоминая прошлую осень, наша ошибка была в том, что провластным политтехнологам удалось разъединить предпринимателей. Появились различные «вожди» у нас. Таким образом были разделены и протестные акции. Мы пошли не по собственному пути, а по по тому, который нам предложили власти.

Сейчас ситуация другая. Напряженность в обществе от деятельности «реформаторов «нарастает». Потому что наши чиновники теперь живут по принципам капиталистическим, а управлять народом хотят по принципам советским. Поэтому, новый «Майдан» снова будет. Сегодня его проводят «чернобыльцы», но скоро к ним присоединятся и предприниматели.

Александр Данылюк, координатор гражданского движения «Спильна справа»:

Для того, чтобы Налоговой майдан достиг своих целей, он должен был перестать быть исключительно «майданом» предпринимателей. Это напоминает ситуацию, когда вместо борьбы с насильниками начинают проводить акции за использование в этих случаях вазелина. Это то, чтобы прошлой осенью, и то, что этой осенью происходит с «чернобыльцами», «афганцами». Нам приятно, что сегодня основная масса простых предпринимателей больше реагируют на лозунги «банду вон», чем поддаются на призывы бойкотировать антисоциальные какие-то законы. Поэтому, Налоговый майдан показал ошибочность «узкоспециализированных» требований, без политических. К тому же, часть спикеров-предпринимателей просто были властями куплены, чтобы не выдвигались политические требования. И это факт. Сегодня Налоговый кодекс работает в том виде, в котором его подготовило правительство, единый соцвзнос растет, продолжаются эксперименты с упрощенной системой налогообложения. Но в нынешних условиях все эти действия уже не имеют значения. Потому что за этот год базис для существования малого и среднего бизнеса был уничтожен. В первую очередь из-за снижения доходов потребителя.

Этот год подтвердил, что узкопрофессиональные акции протеста обречены. Единственная успешная акция была — «Автофронт». Это был протест против введения пошлин на импортные нефтепродукты. Там мы выдвигали политические требования: или вы соглашаетесь с нашими требованиями или мы блокируем правительственный квартал.

Я думаю, что в нынешней системе роль общественных организаций будет сокращаться к нулю. Кстати, никто из лидеров Налогового майдана теперь не вспоминает о том, что 8 наших активистов сегодня преследуются по уголовным статьям — все они на подписке о не выезде.