Кнуты

По новому закону, пристроить сына приятеля к себе в министерство станет сложнее: в законе прописаны «стартовые позиции» для должностей. Так, чтобы стать у руля патронатной службы министра, надо будет закончить вуз и проработать 8 лет (или 5 — но сотрудником этой же службы). Раз в год (а новички — дважды в год) чиновники будут сдавать экзамены (правда, оценивать, как они выполняют приказы и поручения, будет их собственное начальство). Сдал — получаешь премию, нет — пересдаешь экзамен, а снова завалишь — уволен. Но на руководителей структурных подразделений эта статья не распространяется.

Пряники

По закону, самый мелкий из чиновников должен получать минимум две минзарплаты (сейчас это около 2 тысяч гривен) — и это только оклад (а есть еще премии, надбавки). Причем сотрудникам АП, аппарата Рады и Секретариата Кабмина, которые формируют или реализуют государственную, правовую, бюджетную политику, полагается надбавка — до 100% оклада. Правда, это будет надбавка к имеющимся или нет, пока непонятно. А вот пункт о том, что после трех лет службы чиновник получит право на компенсацию от государства полставки кредита на жилье (то есть человек берет кредит под нынешние 16—20%, а отдает — под 8—10%), ко второму чтению из закона убрали.

Реакция

Сами чиновники пока еще не поняли, как изменится их жизнь. «Многие мелкие чиновники работают на минимальную зарплату — до 1000 гривен, половину из которой тратят на проезд — потому что доезжают в свои обл- и райадминистрации из сел. Если зарплату повысят — это может привлечь на работу молодежь», — говорит экс-чиновница Людмила. «Но это, скорее, в регионах, — добавляет один из госслужащих Олег. — Там действительно ситуация скверная. Работают одни старики. Молодежь туда идет только от безнадеги. Что же касается больших городов, то дело не в экзаменах. Проблема в том, что конкурса нет: поскольку на такие маленькие зарплаты народ идти не хочет, то и выбирать не из кого. Кстати, жаль, что убрали норму о льготном кредите на жилье. Среди чиновников много иногородних». «На самом деле, многое зависит от того, что от тебя требует непосредственный начальник. Если требует — будет работа, если нет — никакой закон не поможет», — полагает одна из экс-чиновниц Наталья.