Назначение Монти премьером не стало ни для кого неожиданностью. Наоборот, на его кандидатуре, предложенной главой государства президентом Джорджо Наполитано, почти настаивали представители Евросоюза. До сих пор правительственный кризис, который разразился после отставки Сильвио Берлускони, потерявшего большинство в нижней палате парламента, шел по заранее обозначенному сценарию и быстрыми темпами. Несмотря даже на то, что политическая драма разыгралась в выходные.
В нынешний момент острого финансового кризиса, угрожающего поглотить всю еврозону, Италия не может позволить себе долго выбирать. Именно поэтому изначально техническое правительство было предпочтительнее, чем досрочные выборы. Но для этого, всем политическим сторонам необходимо было прийти к компромиссу. Пока, похоже, это сделать удалось — только союзные партии Народ свободы и Лига Севера остались за бортом, заявив о переходе в оппозицию. Все остальные поддержали назначение Монти. Однако насколько долго им удастся сохранять единодушие, покажет время.
Пока же Марио Монти взялся за формирование нового кабинета, пообещав представить его состав в самые короткие сроки. Сильвио Берлускони попрощался с нацией, обратившись с видеосообщением. В нем он подчеркнул, что ушел в отставку из интересов государства, «чтобы не допустить дальнейших спекулятивных атак против Италии». Берлускони напомнил, что ни верхняя, ни нижняя палаты парламента не выражали ему прямого недоверия. Экс-премьер заверил, что «удвоит свои усилия на парламентском поприще, пока не добьется обновления государства».
Остается последняя интрига: кто будет представлять его партию в переходном техническом правительстве. Это может быть ясно уже сегодня, а вот на другой вопрос итальянцы ответа не находят — кто же был до сих пор в правительстве и в парламенте, если профессионалов, которые будут вытягивать страну из долговой ямы, нужно набирать из неполитической среды? Возникает справедливое подозрение: а, может, политики вообще не нужны, пусть страной управляют грамотные техники. Но политические выборы состоятся максимум через год, когда пройдет срок выплаты почти 200 миллиардов евро по внешнему долгу, и страна будет готова. Это главное условие, при котором все политические стороны согласились на техническое правительство.