Количество вакансий в торговле
За год количество вакансий выросло в 2,6 раза
Розничная торговля в Украине показывает все более оптимистичные результаты. Компании наращивают объемы продаж и активно нанимают работников разных уровней — от менеджеров до руководителей по расширению сети магазинов.
Если, по данным портала rabota.ua, в первом квартале 2011 года суммарное количество вакансий в данной сфере увеличилось в 2 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года, во втором квартале 2011 года количество вакансий увеличилось уже в 2,3 раза, а в третьем — в 2,6 раза по сравнению с тем же периодом.
Дмитрий Орловский, начальник службы персонала Центрального регионального управления компании «Фокстрот. Техника для дома», поясняет эту ситуацию тем, что в первой половине года рынок ритейла набирал обороты, соответственно была необходимость в дополнительном персонале, либо же замене менее эффективного персонала на более продуктивный. «Во втором полугодии, во время высокого сезона, у игроков рынка возникнет потребность в увеличении штата для обеспечения продаж во время «золотого сезона», — говорит эксперт.
Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов значительно повлиял на сферу ритейла, но вместе с тем снял такие проблемы, как дороговизна земли под застройку и высокий уровень арендных ставок, что сделало более доступным расширение существующих розничных сетей, а также выход на украинский рынок иностранных компаний. Это объясняет наблюдаемый активный рост по позициям, предполагающим управленческие и развивающие функции: руководители по развитию сети, руководители магазина, руководители торгового отдела.
Кто нужен рынку?
Самые высокие темпы роста продемонстрировало направление «Развитие сети магазинов» — спрос на данных руководителей в 1 квартале 2011 года вырос в 3,5 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года и оставался на том же уровне на протяжении 2-го и 3-го кварталов 2011 года.
Число вакансий для руководителей магазина росло чуть менее интенсивно, но также с опережением рыночных тенденций — в 3,1 раза в третьем квартале 2011 года по отношению к первому кварталу 2010 года.
Динамика роста спроса на руководителей торгового отдела практически повторяла динамику спроса в среднем по данной сфере. Количество вакансий для руководителей торгового отдела в третьем квартале 2011 года выросло в 3,2 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года, и в 1,4 раза по сравнению со вторым кварталом 2011 года.
Вместе со спросом на профессионалов в сфере ритейла возрастают и требования к работникам, так как крупные компании имеют свою особенную корпоративную культуру, стандарты работы и обслуживания клиентов. Появляются магазины нового формата, и, несмотря на то, что кандидатов на открывающиеся вакансии достаточно много, специалистов с требуемым опытом работы не хватает. Для полного профессионального соответствия работодатели вынуждены обучать сотрудников, выстраивать целую систему их поэтапного профессионального и личностного роста. Компаниям экономически выгоднее иметь лояльный персонал и кадровый резерв на руководящие должности, чем постоянно искать новых работников.
«Перед большинством игроков рынка розничной торговли стоит цель завоевание доли рынка, что напрямую связано с развитием сети. На такого рода вакансии чаще всего объявляют внешние конкурсы. В то время, когда на должности руководителей торгового отдела и руководителей магазина приходят сотрудники из внутреннего кадрового резерва», говорит Дмитрий Орловский.
На управленцев — повышенный спрос
Самый высокий конкурс в сфере ритейла, по данным портала rabota.ua, наблюдается на руководителей, занимающихся развитием сети магазинов — 22 человека на одну вакансию. На позиции руководителей магазина и руководителей торгового отдела конкурс тоже достаточно высокий — 14 и 12 человек на вакансию соответственно.
Дмитрий Орловский прогнозирует: «Потребность в персонале в сфере развития сети будет сохранять свою популярность, так как компании-ритейлеры продолжают развиваться и продолжают бороться за каждый квадратный метр. Для торгового персонала динамика существенно меняться не должна».
Розничные компании, пользуясь некоторым оживлением экономики и увеличением товарооборота, стараются увеличить свою долю рынка, активно расширяя свои сети и набирая соответствующий персонал. Данные тенденции могут сохраниться и в 2012 году.