Геннадий Вивденко, Сергей Коваль
Почти на 200% обесценился белорусский рубль за время валютного кризиса
В соседней Беларуси — конец валютного кризиса. Нет, в страну не ринулись иностранные инвесторы, или международные кредиты. Власть признала бесполезность административного сдерживания курса американской валюты, и теперь доллар стоит одинаково — и в обменниках, и на бирже. Правда, за это время белорусский рубль обесценился почти на 200%, и людям придётся привыкать к отсутствию импортных товаров на полках магазинов — ввозить их дорого. Что почём у соседей, интересовался Геннадий Вивденко.
Пятница, 10 часов вечера. Около сотни машин в очереди за бензином. Такая картина по всему Минску. Слухи о том, что на днях топливо подорожает на 30-40%, молниеносно распространились среди автолюбителей. В субботу цены так и не повысились, но очереди не исчезли.
Артём говорит: у него ещё в гараже канистр пятнадцать полных горючего. Закупил про запас. На неделе в правительстве сообщили: из-за роста курса доллара всё, что имеет импортную составляющую, — подорожает. Это и лекарства, и коммунальные услуги, и энергоресурсы. От государственного монополиста, нефтеперерабатывающего концерна «Белнефтехим», белорусы официальных новостей ждать не стали.
Артем Шарков, глава общественной организации «За авто»:
— От нашего концерна «Белнефтехим» можно ожидать чего угодно. Они настолько удивительные ребята, что в 7 часов они могут отрицать повышение топлива, а в 7.30 будут разосланы факсы по всем АЗС о грядущем повышении. По опыту — они повышают на выходных. За выходные люди сгладят свой протестный настрой.
Два курса — подобное Украина уже проходила три года назад — когда курс доллара зашкаливал за восемь и даже девять гривен — национальный банк некоторое время отказывался верить в происходившее. Официальная гривна была значительно дороже, чем на улице.
В минувший четверг власти Беларуси решили признать очевидное — официальный курс, который был на уровне 5-ти тысяч рублей за доллар, девальвировали до уровня, сложившегося на рынке — 8 тысяч 600.
Это белорусская валютно-фондовая биржа. Курс белорусского рубля формируется именно здесь. Вот когда власти решили уровнять официальный курс с рыночным, получилось, что рубль обвалился к доллару на 52%. В народе появилась шутка — погода в Беларуси — минус 52. Процента.
Экономист Сергей Чалый называет абсурдом то, как с начала валютного кризиса в Беларуси правительство сдерживало курс. По словам аналитика, национальная экономика — голый король. И вот одно только признание властями этого факта через девальвацию на прошедшей неделе закончило валютный кризис в стране.
Сергей Чалый, экономист, аналитик финансового рынка:
— Ну вот посопротивлялись 7 месяцев и в итоге сдались. И вот у нас имеется нормальный рыночный курс, который решает проблему внешних дисбалансов в стране.
Теперь власти Беларуси говорят: в следующем году гражданам надо потуже затянуть пояса. Даже пенсионный возраст придётся повысить.
Анатолий Тозик, зампремьера Беларуси:
— Считаю, что нам надо думать о повышении пенсионного возраста, но думать так, чтобы человек был сам заинтересован позже уходить на пенсию, потому что эта пенсия будет гораздо выше. Мы внимательно изучаем зарубежный опыт. Изучаем опыт Украины, которая последние несколько месяцев очень подвинулись вперед, посмотрим, как у них получилось и что можно взять.
Только вот в отличие от Украины, Беларуси не приходится рассчитывать на финансовую помощь Запада.
Надежда Ермакова, глава Нацбанка Беларуси:
— Кредита МВФ возможно и не будет. Если с экономической стороны все выполнено, то политические моменты остались… Главная претензия надо выпустить заключенных.
Глава Нацбанка признала, валютный кризис ударил и по ней. Например, теперь в магазинах уже не найти одежды небелорусского производства. Это и не удивительно, говорит импортёр из Минска, которая пожелала остаться неизвестной. Ведь во время кризиса многие компании закрылись. Другим же это ещё предстоит — за растаможку теперь придётся платить на 52% больше.
В магазинчике Андрея нет ценников. Их не было смысла вывешивать, ведь курс менялся каждый день, поскольку автозапчасти — импортные. В итоге, все товары у Андрея с начала года подорожали в три раза. Некоторые элементы подвески, например, потянут на две трети нынешней средней зарплаты жителя Минска. Спрос упал наполовину.
Андрей, владелец магазина автозапчастей:
— Зарплаты у людей маленькие, цены растут. Наши цены — относительно доллара — люди приходят, удивляются ценам.
Главной причиной текущей ситуации в белорусской хозяйстве экономисты со всего мира называют чрезмерное повышение зарплат в стране перед прошлогодними президентскими выборами. Адекватно на эту денежную массу — не хватило ни валюты, ни собственных товаров.
В итоге белорусский рубль девальвировал за год почти на 200%, инфляция по прогнозу Нацбанка страны составит 100%, средняя зарплата, по предварительным подсчётам, уменьшилась с пятисот долларов до менее чем двухсот.
Вместе с тем, как только валютный курс стал определяться не административно, а рыночно — рубль в минувшую пятницу даже чуть-чуть укрепился. Андрей ожидает, что появится хоть какая-то ясность в бизнесе, и он вновь сможет вывесить ценники.