С 1999 года президентом палаты является Хорхе Зукоски. Хорхе, гражданин Америки венесуэльского и польского происхождения, имеет степень MBA в сфере международного менеджмента, перед переездом в Украину в 1996 году жил и работал в Мехико и на Кайманских островах.
Хорхе, по вашему мнению, как иностранный бизнес видит Украину?
Украина — очень интересная, но в то же время сложная страна для инвесторов. Причем как для украинских, так и для иностранных. И одна из причин, о которой мы говорим уже много лет, это свойственная региону коррупция, проникшая буквально во все сферы. Данная проблема всем нам хорошо знакома, так как касается жизни каждого человека. Такое положение дел создает дополнительные сложности для тех, кто хочет заниматься бизнесом в Украине.
Я думаю, если говорить о членах Американской торговой палаты, крупных международных компаниях, которые работают в Украине, они действительно возлагают большие надежды на будущее. Такие компании оценивают любой рынок, на который выходят или на котором уже работают, в долгосрочной перспективе. И Украина для многих компаний — не тот рынок, где можно зарабатывать уже сегодня.
Самое главное на данный момент — присутствовать в стране, быть уверенным в том, что компания уже будет иметь определенные позиции на украинском рынке, когда будут созданы более благоприятные условия для ведения бизнеса. И соответственно, будет иметь конкурентное преимущество по сравнению с теми компаниями, которые только в этих новых условиях примут решение о выходе на рынок.
Главное, что международное бизнес-сообщество твердо верит в перспективы Украины. К сожалению, Украине за 20 лет независимости пока не удалось по-настоящему привести законодательную и нормативно-правовую базу в соответствие с лучшими международными и европейскими практиками и западными стандартами, с акцентом на Европейский Союз. Начало положено, мы двигаемся в правильном направлении, но не так далеко и быстро, как нам хотелось бы.
Сейчас ситуация сложная, и она бросает нам дополнительные вызовы, особенно в свете дискуссий о возможных глобальных финансовых предосторожностях Еврозоны, внедрение реформ осуществляется не так быстро, как хотелось бы.
Очень важно учитывать тот факт, что план реформ, представленный президентом Януковичем, является комплексным и понятным международному сообществу, что доказывает правильность вырбанного пути. И сейчас настало время переходить от планов к делу. В этом настоящий вызов.
Какие проблемы сейчас существуют как вне Украины, так и внутри страны в контексте работы инвесторов?
Один из самых больших вызовов, который сейчас стоит перед Украиной, и одна из причин, по которой Украину так существенно затронул мировой финансовый кризис, в том, что страна сильно зависит от экспорта, будь то товары сельского хозяйства, сталь, или химикаты.
Значительную часть государственного ВВП составляет экспорт товаров. Соответственно, когда наблюдается рост мировой экономики, мировые цены на экспортируемые Украиной товары высокие, и Украина может с легкостью достигать 4-6% роста ВВП только потому, что когда растут показатели мировой экономики, рост наблюдается у всех.
В этом-то и проблема Украины, и потому я уверен, что большое значение имеет сотрудничество с Международным валютным фондом, так как сейчас международный рынок демонстрирует отсутствие стабильности, как пример — то, что происходит в Еврозоне. Если в Украину придет очередная экономическая рецессия, и если в Еврозоне начнутся волнения, которые передадутся мировой экономике, то Украине в этой ситуации станет очень сложно куда-либо двигаться. Опять таки, все дело в том, что от экспорта зависит большая часть экономики Украины, а экспорт, в свою очередь, зависит от состояния мировой экономики.
Вторая проблема заключается в привлечении инвестиций. Нужно понимать, что существует много международных компаний, у которых есть достаточно средств, благодаря тому, что в последние годы они были крайне консервативны в ведении бизнеса. Это компании, которые оценивают свои риски и, рассматривая 193 страны мира, учитывают, какие из них более конкурентны с точки зрения инвестиционного климата.
К сожалению, Украина на этой арене не была особо успешной. И теперь, в условиях снижения готовности и желания компаний рисковать, Украине и другим странам, которые в рамках мирового соперничества за инвестиции находятся на более низком уровне, будет сложнее привлечь новых инвесторов.
Это проблемы внешние. А внутренние есть?
Пока не будет реальных действенных реформ, которые бы изменили регуляторную политику и законодательную базу, Украине будет сложно успешно конкурировать с другими странами, которые способны обеспечить защиту инвестиций. Эффективные реформы должны повлечь за собой снижение уровня коррупции, обеспечение верховенства права и приведение законодательных и регуляторных норм в Украине в соответствие с международными обязательствами, как, например, в случае с ВТО или договором о зоне свободной торговли.
Отсутствие действенных реформ — это риск, и потому, когда компания хочет инвестировать с минимальным риском, такой рынок не будет для нее привлекательным. Это еще одна причина, по которой реформы, о которых заявил президент Янукович, так важны. Они обеспечат уверенность инвесторов, как отечественных, так и иностранных, в том, что они могут вкладывать свои деньги в страну, и что их капитал будет защищен. Это основополагающий фактор успешности и движения вперед.
Верят ли бизнесмены, которых вы представляете, в успешность реформ? Как скоро, на ваш взгляд, они начнут работать?
Процесс реформирования всегда очень сложен, и я не думаю, что его стоит ограничивать какими-то временными рамками. Есть, например, Налоговый кодекс. Его закончили в декабре, но еще много сил и времени уйдет на то, чтобы усовершенствовать его. Тем не менее, в декабре был сделан очень важный шаг, который свел все украинское налоговое законодательство в единый кодекс.
Страна отказалась от старого кодекса времен еще Советского Союза, который был создан для централизованной экономики. Целью принятия нового Кодекса было соответствие стандартам рыночной экономики. Идеален ли он? Нет. Стал ли он шагом в правильном направлении? Несомненно.
В данный момент мы работаем вместе с правительством над новым Трудовым кодексом. Мы также разрабатываем новый Таможенный кодекс. Это два конкретных примера масштабных нормативных документов, к разаботке которых была очень активно привлечена Американская торговая палата. Такие своды законов позволят создать для местных и международных компаний более удобные и понятные условия, с которыми, в том числе и государству, будет проще работать. Надеюсь, что Таможенный и Трудовой кодексы мы увидим уже в этом году.
Мы также активно работаем в секторе банковских и финансовых услуг, в сфере топлива и энергетики. В топливно-энергетической сфере в скором времени произойдут интересные изменения: реальные проекты на миллиарды долларов появятся в поле зрения уже к концу года. Все это чрезвычайно важно для Украины и много работы было сделано для улучшения законодательной базы, что и позволило таким многомиллиардным проектам прийти. Реформы в топливно-энергетическом секторе демострируют движение вперед.
Как вы оцениваете уровень коррупции и насколько она мешает?
Когда речь идет о верховенстве права, независимости судебной власти и коррупции, которая мешает этим сферам развиваться, то решение этой проблемы займет куда более длительное время.
Будем надеяться, конечно, что нам не придется столько ждать осознания важности постоянства условий контрактов, верховенства права и независимости судебной власти. Это должно стать приоритетом, и я верю, что ситуацию можно изменить уже в ближайшем будущем.
Говоря о проблеме коррупции, я хочу отметить, что это явление очень характерно для общества. Быстро избавиться от нее будет очень сложно, но в долгосрочной перспективе — это решение очень сложной проблемы, которая касается каждого жителя страны, будь то украинец или иностранец, практически каждый день. Речь идет об изменении образа мышления, а на это уйдет очень много времени.
Коррупция — это причина, по которой Украина не так успешна, как должна быть. Если коррупцию удастся искоренить, то Украина гораздо быстрее станет европейской страной, с успешной экономикой, большим потенциалом рабочей силы, бюджетом, который наполняется за счет налогов, и средства которого тратятся на нужные вещи — на строительство больниц, школ, дорог, и т.д. К сожалению, сегодня этого нет именно из-за присущей украинскому обществу коррупции.
Принятие Налогового кодекса вызвало волну протестов. Это ждет и новые кодексы?
То, что произошло в отношении налогового кодекса — очень интересный и важный пример того, насколько важно вовлечение общества в процесс создания и адаптации законов.
Это был очень важный документ, и участвуя в его написании, мы фокусировались на тех вещах, которые были важны для крупного бизнеса. Ведь наша организация представляет именно его интересы. Я лично, и Американская торговая палата в целом прекрасно понимаем важность сектора малого и среднего бизнеса. Этот сектор в развитых странах, таких как США и страны Западной Европы, существенно влияет на формирование национального ВВП.
Таким образом, экономика многих европейских стран работает за счет малого и среднего бизнеса. В Украине этого нет, хотя должно быть именно так. К сожалению, во время обсуждения и разработки налогового кодекса, мы не видели активного участия представителей малого и среднего бизнеса, которые бы, объединив свои усилия, предоставили свои поправки, идеи или даже части кодекса, которые бы защищали интересы малого и среднего бизнеса.
Мы стали свидетелями недостаточного интереса и участия вплоть до самого конца, когда представителям малого и среднего бизнеса не понравился конечный результат. И я был очень рад тому, что они все-таки выступили со своей позицией, и добились внесения изменений в кодекс. Я бы посоветовал всему сектору среднего и малого бизнеса организоваться, быть более активными и больше участвовать в законодательном процессе, что позволит учитывать их точку зрения.
Если малый и средний бизнес не будет принимать участие в создании Трудового кодекса, то вполне вероятно, что он им тоже не понравится. Аналогично и с Таможенным кодексом. Дело не в том, что интересы этих групп не хотят учитывать, а в том, что если правительство и законодатели не услышат их мнения, то это мнение не сможет быть интегрировано в окончательные варианты документов. Это очень важно, и я надеюсь, что со стороны этого сектора будет больше участия.
Куда идет больше всего инвестиций в Украине и во что думают начать вкладывать бизнесмены?
Традиционно, иностранные инвесторы заинтересованы в таких сферах как производство потребительских товаров, с недавних пор мы видим интерес к финансовым и банковским услугам, причем много вкладывают как в банки, так и в компании, которые предоставляют финансовые услуги. Также мы тесно связаны с рынком телекоммуникационных услуг, передачи данных. Отдельным направлением является розничная торговля. На самом деле, мы связаны со многими рынками, но думаю, дальше будет активно развиваться именно розничная торговля.
Сейчас наибольшим препятствием на пути развития розничной торговли является выделение земли. В Украине не развита инфраструктура в розничной торговле. Когда в Европе крупные сети магазинов, вроде «Теско», «Карфур» и «Воллмарта», пытаются снизить цены для потребителей, то у них больше пространства для маневра и есть возможность реально удовлетворить рынок очень хорошей ценой. Но, в основном из-за сложностей с получением доступа к земельным участкам, чтобы построить такие большие магазины, в этом секторе мало инвестиций. Но я думаю, что в будущем мы увидим развитие сектора. .
Члены Палаты заинтересованны инвестировать в традиционные и нетрадиционные способы добычи углеводородов, в их разработку. Интерес представляет также бурение на больших глубинах и прибрежных зонах, где, как мы считаем, под землей есть существенные залежи доступных углеводородных ресурсов, которые не разрабатывались из-за устаревших технологий и недостатка средств. Но с крупными инвестициями и технологиями, нам кажется, мы сможем добиться в этой сфере большего.
Мы также твердо верим, что среди явных преимуществ Украины выделяется сфера сельского хозяйства. Мы видим желание президента удвоить объемы производства в сельском хозяйстве в ближайшие несколько лет, что на наш взгляд вполне реально. Если, конечно, в этой сфере будут внедрена четкая, рациональная, и предсказуемая политика.
Также важно развивать экономику знаний, создавать рабочие места для высокообразованного населения. Такая экономика больше способна влиять на систему образования, на подготовку востребованных специалистов, на результат работы сферы образования в том, что касается талантов.
Экономика должна быть основана на знаниях и сфокусирована на развитии сферы исследований, новых технологий, на разработке программного обеспечения. Все это в Украине, на самом деле, остается на очень высоком уровне, как наследие Советского Союза. Это сфера, в которой, на наш взгляд, существует масса перспектив.
Политическая ситуация в стране не отпугивает инвесторов?
Лично я считаю, что Украине нужно более эффективно работать с международной репутацией. Существует две модели такой работы. Первая, это когда вы говорите, что все хорошо, хотя это не так. Это видно всем. Совет директоров крупной международной компании, который заседает в Лондоне, Чикаго или Нью-Йорке, распознает такие уловки.
А есть более ценная и действенная модель, когда речь идет о результатах, когда Украина, например, проводит реформу. Когда происходят определенные и конкретные изменения, то необходимые сигналы очень быстро попадают в кабинеты директоров. Все дело не в разговорах, а в реальных действиях.
В этом контексте хорошим примером является сфера топлива и энергетики. Мы прошли от очень закрытого сектора промышленности к принятию политического решения, которое позволит как отечественным, так и зарубежным инвесторам вкладывать средства и внедрять новые технологии. Говорить можно целый день, но разговоры ни к чему не приведут, пока не будет реальных действий.
В Палате верят в будущее Украины?
Я верю, что в краткосрочной перспективе, по мере того, как меняются обстоятельства, будь то перемены, инициированные правительством, или изменения в политике или экономике, меняется и отношение людей.
Международные компании смотрят на Украину в долгосрочной перспективе. Они хотят быть на этом рынке, они оценивают рынок, заглядывая на 75 лет вперед. Я думаю, что все мы можем уверенно сказать, что твердо верим в то, что Украина — это история успеха, которая еще не случилась, но случится обязательно.
Хорхе Зукоски